Срочные новости раздела
Феномен Питера Пауля Рубенса: был не только художником, но и дипломатом

Феномен Питера Пауля Рубенса: был не только художником, но и дипломатом

    Творчество Рубенса остается обязательным при изучении истории европейского искусства. Художник стоит у начала нового стиля в европейской живописи – барокко. Питеру Рубенсу и другим мастерам эпохи, например Караваджо, удалось привнести в искусство экспрессию, открыть значимость эмоционального напряжения в живописи: вопреки рационализму Реформации, они показывают чистую, неприкрытую человеческую эмоцию. 

Не просто так импрессионисты обращали внимание на картины Рубенса: он делает тени цветными, использует промежуточные оттенки, обращается к контрастам. Именно цвет и его оттенки завораживали импрессионистов, и Рубенс – один из первых художников, распознавших важность цвета в живописи.

В 10 лет Питер Рубенс лишился отца, и вдова осталась одна с дочерью и двумя малолетними сыновьями. В школе Рубенс проявил необыкновенные способности к гуманитарным наукам. Он отлично знал латинский, французский, итальянский, нидерландский и другие языки, имел хорошую память. Уже здесь обнаружилась тяга Рубенса к античности, которую он сохранит на всю жизнь. Обучение закончить не удалось из-за отсутствия денег.

Мать будущего художника смогла пристроить его пажом к графине де Лален, где он продолжил заниматься науками. В богатом доме Рубенс получил превосходные манеры, светские навыки и чувство вкуса, которые не раз помогут ему в жизни. В 14 лет Рубенс заявил матери, что хочет стать художником. Она поддержала сына, и он стал обучаться у фламандских мастеров: у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена, главного художника Фландрии на тот момент. Отто ван Веен стал самым важным учителем Рубенса – горячий поклонник Италии и античности, он привил своему ученику художественный вкус и любовь к античному искусству. В 1600 году художник отправился в традиционную для творцов того времени поездку в Италию – наследницу античности, которую Рубенс воспевал до конца жизни.

Успех в Риме и возвращение на родину

В 1608 году Рубенс получает заказ от ректора ораторианцев в Риме для церкви в Фермо на традиционный сюжет живописи – «Поклонение пастухов». Эта картина приносит первую известность художнику. За восемь лет своего пребывания в Италии Рубенс успел поработать живописцем на службе у герцога Винченцо Гонзага, покровителя искусств, копируя уже написанные картины и рисуя в жанре портрета, в котором ему было просто тесно: влекла монументальность. Тем не менее итальянский период Рубенса чрезвычайно важен для становления зрелого таланта художника – здесь он учится у признанных деятелей Ренессанса – у Тициана, Веронезе, Корреджо, Микеланджело, впитывает античное искусство и делает из него вечный, неподражаемый эталон.

В «Поклонении пастухов» уже видна творческая манера Рубенса – бережное обращение со светотенью, игра контрастов. Заимствуя у итальянского художника Корреджо композицию картины, Питер Рубенс всё же меняет её, приближает пастухов к Христу и нас, то есть зрителей, к героям картины, укорачивая границу переднего плана.

На пике своей популярности, имея новые открывшиеся возможности в Италии, Рубенс получает весть о болезни матери и возвращается на родину в Антверпен. Там он и прожил до конца своей жизни.

«Конвейер» искусства и богатство

Привилегии, полученные от эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, начало двенадцатилетнего перемирия, остановившее долгую войну между Испанией и Республикой соединённых провинций (Голландией), наконец, женитьба на 18-летней Изабелле Брант убедили художника остаться в Южных Нидерландах.

Всего лишь за пару лет Рубенс становится важнейшим художником во Фландрии, здесь он пишет ряд программных картин: «Поклонение волхвов», «Водружение креста» и «Снятие с креста». Ему посвящают стихи, его боготворят, а начинающие художники массово просятся к Рубенсу в ученики – число доходило до сотни.

Рубенс имел предпринимательскую жилку и знал, как себя обеспечить. Творческое наследие художника – приблизительно 3000 картин, однако большинство из них написаны в соавторстве с учащимися в его мастерской. Фламандский художник сочинял композицию, делал эскизы, а затем отдавал ученикам. Лица и наиболее важные места Рубенс рисовал и дорабатывал сам. Так автору удалось организовать масштабное производство искусства, удовлетворяя невероятный спрос на его кисть. Зачастую таким способом создавались копии уже написанных им картин или однотипные портреты.

Различные привилегии, в том числе государственные гонорары и налоговые послабления, невероятная популярность и огромная работоспособность Рубенса позволили нажить редкое для художников состояние, о чем свидетельствует наследство, которое он оставил своим детям. Раздел имущества после смерти Рубенса занял несколько лет, недвижимость и большая художественная коллекция были оценены в 400 000 флоринов, огромная сумма на тот момент.

Не только художник, но и дипломат

Известный анекдот гласит: «Господин дипломат балуется живописью? Ошибаетесь, это живописец балуется дипломатией». Под конец 1620-х годов Рубенс активно пытается сделать карьеру в дипломатии: во время нового обострения отношений в Европе и готовящейся войны, художник-дипломат выражает неудовольствие агрессивной политикой Испании и пытается добиться мирных переговоров. Его не воспринимали всерьез, однако скоро Рубенсу пришел приказ с мадридского двора – предъявить всю дипломатическую переписку с англичанами. Рубенс согласился и попросил разрешения лично привезти необходимые письма. Официальным поводом стало написание парадного портрета короля. Питер Рубенс, во время пребывания при дворе, занимался преимущественно живописью, и Филипп IV часто посещал обустроенную для художника мастерскую, выражая явный интерес не только к искусству, но и связям и способностям Рубенса.

Филипп IV назначает Рубенса секретарём Тайного совета Нидерландов и отправляет с дипломатической миссией в Лондон, где у художника был высокопоставленный друг и поклонник его творчества – герцог Вильес Джордж Бекингем, первый министр Карла I, английского короля. Ещё до миссии в Англию Рубенс активно снабжал брюссельский двор сведениями из Британии, однако тогда его информации не придавали особого значения.

Главной целью Рубенса было заключение договора между Испанией и Англией, Испанией и Соединенными провинциями. Дипломатическая миссия Рубенса кончилась полным провалом, хотя спустя время Испания и Англия всё же составили договор. По возвращении из Лондона художник лишился большинства учеников. После неудач Рубенс решил оставить свои дипломатические амбиции и посвятить себя искусству.

Написал посмертный портрет 12-летней дочери

Жизнь Рубенса выдалась на редкость для художника счастливой. Богатый, красивый, успешный, удачно женившийся мужчина. Однако в 1623 году происходит тяжелая трагедия – умирает его 12-летняя дочь Клара Серена, а ещё через три года – жена, Изабелла Брант. Обе умерли от разбушевавшейся чумы.  

Рубенс пишет «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» три года, и споры, кто изображен на нем – идут до сих пор. Тем не менее самой вероятной версией остается Клара Серен. Имеются два наброска, считающиеся ранними портретами дочери художника, на основании которых и делают вывод о личности героини картины.

Этот портрет занимает важное место в творчестве Рубенса – «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» не типичный парадный портрет, а психологический. Рубенс заостряет внимание зрителя на лице девушки, которое как бы светится на черном строгом фоне, на её внутреннем мире. Золотистый акцент волос повторяется на груди, а сережка в виде слезы, возможно, намекает о горе Рубенса.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» представляет собой идеализированное изображение девушки. Для позднего творчества Рубенса характерна гармония, отражение «золотого века», противопоставление его «веку железному», напряженные и экспрессивные сцены отходят на второй план, и «Портрет камеристки…» – важная веха на этом этапе.

Обожал сильные и пышные тела

На картинах Рубенса даже измученный Иисус Христос на картине «Снятие с креста» мускулист и прекрасен. В этом нет ничего особенно Рубенского – это признак барочной эпохи. Точно так же рисовали многие мастера: Якоб Йорданс, Антонис Ван Дейк, ученик Рубенса. Шаги к натурализму только-только сделаны Караваджо, и окончательная победа натурализма произойдет только спустя 200 лет, когда реалистическое направление захватит европейское искусство.

Для женщин Рубенса существует термин – «рубенсовская женщина». Пышные, дородные – таков идеал эпохи барокко. Рубенс будто одержим изображением человеческой плоти: кожа, мышцы, хрящики дают бесконечное сочетание светотени, линий и форм, и движение только обогащает картины.

Рубенсовские женщины отображают изобилие земных благ, гармонию с природой, здоровье и сексуальность. Вторая жена Рубенса, Елена Фоурмен, имевшая такие же формы, стала его вдохновением на годы, и её лицо узнается во многих картинах художника. После смерти мужа Фоурмен хотела избавиться от работ, где она изображена обнаженной, однако многое удалось спасти, включая знаменитую «Шубку», написанную в подарок жене. Предполагается, что изображена богиня Венера, но никто из современников не обманывался – давать обнаженным героиням картин имена античных героев есть дань приличию.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...