Срочные новости раздела
В Москве уволили руководителей трех театров: чем провинился «Гоголь-центр»

В Москве уволили руководителей трех театров: чем провинился «Гоголь-центр»

Даже время для объявления выбрали более чем странное — поздний вечер среды, почти за два часа до полуночи. Очевидно, чтоб ночь медом не казалась — ни отставленным, ни назначенным. Если последние испытывали некую духоподъемность от открывшихся перспектив, то можно представить, что пережили те, за кем навсегда закрылась дверь. По странному совпадению «Гоголь-центр» и ШСП, не сговариваясь, в один день — 30 июня — закрывали сезон. Тут впору не радоваться, а панихиду заказывать.

Но случилось то, что случилось, а кто и что переживает, отчего не спит, мало кого волнует. Особенно тех, кто сегодня принимает решения. Все оправдано чрезвычайностью времени. В другие времена у нас не увольняли ни за критику власти в виде сценических произведений, манифестов или коллективных писем (сколько всего было со стороны творцов!), ни тем более за вяло текущую экономическую деятельность. Зато теперь государство, на содержании которого и находятся театры, с особым пристрастием следит за подведомственными учреждениями и контролирует действия и высказывания их руководителей. Что вполне логично. А руководители, привыкшие за последние двадцать лет открыто высказывать свое мнение, утратили чувство реальности и решили, что можно жить и высказываться (искренне или с расчетом) против власти кормящей, как и прежде. На этот раз не вышло. Прямо как в детской считалочке: «Кто не спрятался, я не виноват».

Первым не спрятался «Гоголь-центр». Артисты в знак несогласия демонстративно не выходили на поклоны, отдавая сцену изображению голубя мира. Теперь туда пришел, пожалуй, самый неожиданный назначенец. Им стал режиссер Антон Яковлев.

Что о нем известно? Ему 52 года, он из актерской семьи — сын народного артиста СССР, великого вахтанговца Юрия Васильевича Яковлева. В 1991 году как актер окончил Школу-студию МХТ, недолго поработал в этом качестве, стажировался в Лондоне, а с 2004-го начал ставить как режиссер. Его спектакли шли или продолжают идти в МХТ им. Чехова, в РАМТе, Малом и Вахтанговском театрах, на нескольких петербургских площадках. С экспериментами на территории современного искусства ни разу замечен не был. Его работы всегда отличали деликатное обращение с классическим материалом (никаких новых прочтений и радикализма), вдумчивость, умение работать с актерами. Ряд его постановок даже отмечен театральными премиями.

Конечно, трудно представить Антона Яковлева на такой площадке, как «Гоголь-центр», но если сверху есть установка изменить формат театра, то, возможно, Яковлев начнет теперь уже в бывшем «Гоголь-центре» писать свою театральную историю. Как с нуля писал ее Кирилл Серебренников, десять лет назад весьма вероломно поставленный в Театр им. Гоголя. Да, сегодня почему-то предпочитают делать вид, что не помнят, как это было — прямо на сборе труппы на глазах артистов отставили онемевшего режиссера Яшина и представили Серебренникова. Такое унижение коллеги по цеху, да еще и старшего по возрасту, для К.С. оказалось тогда вполне по-демократически приемлемо.

Теперь останется дело за малым — поменять вывеску, то есть вернуть прежнее название: Театр им. Гоголя. А бумаги и менять не придется — во всех документах «Гоголь-центр» по-прежнему обозначен именно как Театр им. Гоголя.

Понятно, что два авторских театра, оказавшиеся в эпицентре последних событий, исчезнут с карты Москвы — «Гоголь-центр» и «Школа современной пьесы» Райхельгауза. Но если «Гоголь-центру» всего десять лет, то детищу Иосифа Райхельгауза, извините, 33 года. Да-да, в конце прошлого века в бурное перестроечное время Иосиф Леонидович создал свой театр — интересный, острый, работающий с современной драматургией и легко экспериментировавший с различными формами. А сколько культурных инициатив пошло оттуда — поэтические вечера, ставшие в театрах теперь обычным делом, площадные мощные акции на Трубе (Трубной площади). Гражданственность и задушевность органично объединялись в его спектаклях. Но сакральная цифра, похоже, не уберегла создателя такого театра — Райхельгауза сменил Дмитрий Астрахан, в прошлом актер, известный больше своими работами в кино, чем в театре. Кстати, в ШСП до сих пор идет его спектакль «Лондонский треугольник». Какую линию поведет он и окажется ли такой личностью, как Райхельгауз, — сказать трудно.

Еще одно неожиданное, более чем оригинальное решение Депкульта — оставить «Современник» вообще без худрука. Вместо Виктора Рыжакова в театре на Чистых прудах будет командовать художественный совет. Напомню, что после смерти легендарной Галины Волчек, последовавшей в 2019 году, труппа просила, чтобы художественную повестку пусть и временно, но формировал худсовет (театральная история помнит несколько удачных примеров коллективного разума), но Департамент культуры именно в день похорон Волчек уже согласовал наверху фамилию Рыжакова. Покойный Леонид Ошарин, на тот момент работавший замглавы ведомства, в приватной беседе такую поспешность объяснил мне тем, что за кресло худрука ведущего театра развернулась немыслимая борьба. Но не прошло и трех лет, как тот же Депкульт освободил Рыжакова от занимаемой должности, объявив о создании худсовета.

Но кто в него войдет, кто будет формировать — сама ли труппа путем голосования или сверху, — наверное, станет известно в ближайшее время. Но тут важнее другое — из кого его формировать? Из громких имен в «Современнике» остались Неелова, Ахеджакова, Бабенко, Ветров, Юшкевич, Иванова, но явного лидера среди них нет. На пост худрука могла бы претендовать Чулпан Хаматова (в свое время была у Волчек такая идея), но амбициозная артистка и общественная деятельница слишком уж поторопилась покинуть страну и сделать за пределами Родины несколько «ярких» завиральных заявлений, отрезав себе дорогу назад надолго. Так что коллективное руководство в театре на Чистых прудах — понятие слишком туманное и неопределенное. Но не о Викторе Рыжакове сейчас на Чистых печалятся, а больше о директоре Татьяне Барановой, которая реально большой профессионал. Но от нее также избавились, прислав туда Юрия Кравца, успевшего поработать и в МХТ при Табакове, и в его колледже, и в Et Cetera у Калягина.

Между тем свершившийся факт развивается в логике времени — отставники (в основном «Гоголь-центр» и Рыжаков) уже представлены жертвами режима, честными борцами, не устоявшими в схватке. И вот уже формируется устойчивый миф о театре-мученике (на сайте выложены слова Серебренникова издалека про «убили театр за правду» и прочее). Но в мифе этом сегодня больше мифа, чем правды. А правда, как показывают последние события, и не только на поле искусства, не особо-то и нужна.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...