Срочные новости раздела
«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой»

«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой»

Слухи о том, что «Гоголь-центр» прекратит свое существование и театр на улице Казакова поменяет свой формат и вывеску ходили еще с мая, а дамоклов меч над театром навис еще несколько лет назад. И вот случилось – точка поставлена. Поэтическая, историческая и резонирующая.

Юрий Левитанский – больше, чем поэт. Это символ интеллигентности, своеобразный культурный код, ассоциирующийся с подлинным, а не поддельно-партийным искусством слова. Он родился в 1922 году в поселке Колозец Украинской ССР, потом вместе с родителями переехал в Киев, а оттуда отправился в Москву, чтобы поступить в Институт философии, литературы и истории в 1939 году. С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса ушёл добровольцем на фронт. Ушел рядовым, вернулся лейтенантом, вся грудь в орденах. Левитанский до конца своих дней писал искренние, ироничные, пронзительные и «кинематографические» стихи.

Первым на сцене появляется Александр Филиппенко – давний почитатель творчества Левитанского. Еще в 1990-х актер и непревзойденный чтец множество раз выступал с «Попыткой утешения», которая заканчивается такими строками: «Я говорю себе — будут и горше страницы, будут горчайшие, будут последние строки, чтобы печалиться, чтобы заламывать руки, — да ведь и это всего до страницы такой-то».

Нынешняя постановка в «Гоголь-центре» – тоже такая попытка. В ней сошлось все: тонкая ирония и гнетущая печаль, вдохновляющая лирика и отчаянная горечь. А, главное, она насквозь пропитана кинематографичностью, свойственной поэзии Левитанского.

Поэтому драматургия (Егор Прокопьев), сценография (Анна Наумова и Кирилл Благодатских), костюмы (Татьяна Долматская), музыка (Андрей Поляков) и, собственно, режиссерское решение Алексея Аграновича – все, как в кино. Стихи Левитанского звучат из уст заслуженных и молодых актеров на фоне большого экрана и уже упомянутых «полок», на который транслируются отрывки из советских фильмов и анимации – некогда запрещенных к показу. Поэзия то превращается в рок, то в рэп, то в капеллу, то в иронический монолог, то в философский.

После спектакля экс-худрук театра снова с бумаги прочитает собственную речь – о закрытии «Гоголь-центра» – тем самым закольцевав время и ситуацию.

Один из самых ярких поэтических монологов, однако, произнес Юрий Стоянов. Начал он тоже с бумаги: «Ну что ты, читатель, да ты не волнуйся напрасно! Живем мы неплохо, и даже, скорее — прекрасно. Питаемся сытно, на завтрак — вино и бекасы. А после нам денежки на дом приносят из кассы…». Прочитал и покрутил у виска.

После финальной строчки этого стихотворения Юрия Левитанского – «Вот так и живем мы и пишем бессмертные строфы — вблизи от Парнаса, а также вблизи от Голгофы. И дуем коньяк под лимоны и черное кофе — вблизи от Парнаса и все-таки ближе — к Голгофе» – актер скомкал лист и бросил его на пол – под бурные аплодисменты, свист и восторженные крики зала. 

А дальше – уже наизусть и совсем другим настроением – звучит другое стихотворение под названием «Иронический человек». «Сквозь трагический этот век проходит он, иронический человек…», – эти строки, пожалуй, можно назвать лейтмотивом спектакля и главным аккордом последнего высказывания «Гоголь-центра». Определяющим стиль авторского проекта, жившего на улице Казакова последние 10 лет, на котором теперь поставлена жирная и показательная точка.

Задачей постановки, как гласит анонс, было найти «точки соприкосновения настоящего и прошлого». Они были найдены. Прочитаны, проиграны, пропеты, пропущены через каждого участника этого прощального, поминального, вечера. Однако сама постановка и финальные слова команды «Гоголь-центра» в каком-то смысле оптимистичны. «Закончился этот адрес, появится другой», – сказал в завершении вечера Кирилл Серебренников, который вышел на связь по видео из Авиньона. Впрочем, сейчас проект «Гоголь-центр» превратился в бобину, положенную на полку. Когда, как и кто его оттуда достанет – вопрос необозримого и туманного будущего.

Смотрите видео по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как отмечает сам музыкант, материал для альбома, в котором двадцать четыре трека, записывался без спешки и дедлайнов. В итоге на эту работу ушло около десяти лет. Совершенно очевидно, что начиналось
подробнее...

Телеведущий Иван Ургант сообщил, что один из российских онлайн-кинотеатров, анонсировавший его "возвращение" на экран с новогодним проектом, удалил страницу с новым шоу. Зрителям планировалось
подробнее...

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Они действительно красивая, с ярко выраженной индивидуальностью пара — на сцене и в жизни. Настя — эмоциональная, порывистая, со смешинкой в глазах, так похожих на звездочки. А Виктор — мягкий в
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

Балет № 1: «Щелкунчик» на все времена«Щелкунчику» исполнилось 130 лет — в декабре 2022 года он как раз отмечает свой юбилей. Существует неисчислимое количество версий этого балета поставленных во всём
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Большинство ценителей «Иронии судьбы» обычно мыслит прямолинейно: мол, если строгий мужчина в костюме и галстуке, без материальных проблем и чувства юмора, зато с собственным автомобилем и доступом к
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...