Астрономы наблюдали «космическое цунами»

С помощью телескопа «Хаббл» команда астрономов из Политехничесого университета Виргинии (Virginia Tech, США) обнаружила самые энергичные потоки, когда-либо наблюдавшиеся во Вселенной. Потоки исходят из квазаров и разрывают межзвездное пространство, как цунами на Земле, нанося ущерб галактикам, в которых находятся их источники, – в том числе, останавливают  звездообразование, говорится в пресс-релизе Virginia Tech.

Квазар  в представлении художника © Blogspot

Квазары – это активные ядра далеких галактик, которые могут сиять в тысячу раз ярче, чем их галактики, состоящие из сотен миллионов звезд. Центральные двигатели квазаров – сверхмассивные черные дыры, которые притягивают газ и звездный материал. Поглощая материю, черная дыра формирует аккреционный диск, который является источником сильного излучения.

Квазарные ветры распространяются по диску галактики, яростно сметая материал, который в противном случае мог бы образовать новые звезды. Согласно исследованию, радиация выталкивает газ и пыль на гораздо большие расстояния, чем считали ученые, создавая событие галактического масштаба.

Когда «космическое цунами» врезается в межзвездный материал, его температура резко возрастает до миллиардов градусов, где материал светится в основном в рентгеновском излучении, но также и по всему световому спектру. Любой, кто станет свидетелем этого события, увидит фантастическое шоу фейерверков. «Сначала вы увидите излучение в рентгеновских и гамма-лучах, а затем оно просочится в видимый и инфракрасный свет, – отметил ведущий автор исследования Наум Арав (Nahum Arav) из Политехнического университета Виргинии. – Вы получите огромное световое шоу: как будто по всей галактике загорелись огни рождественских елок».

Численное моделирование эволюции галактики предполагает, что такие «цунами»  могут объяснить, например, почему в некоторых галактиках останавливается звездообразование и, следовательно, почему астрономы наблюдают так мало больших галактик во вселенной. А также объясняет связь между массой галактики и массой ее центральной черной дыры. Это исследование показывает, что такие мощные квазарные потоки должны быть распространены в ранней вселенной.

Статья опубликована в журнале Astrophysical Journal Supplements   Источник: scientificrussia.ru