Обнаружен ген, позволяющий капским пчелам размножаться без оплодотворения

Ученые из Сиднейского университета  выявили ген, обеспечивающий капским медоносным пчелам способность размножаться без оплодотворения.

Капские пчелы откладывают яйца в гнезде пчел другого вида© Benjamin Oldroyd/University of Sydney

Как известно, у всех людей есть двойной набор хромосом, 23 пары, а пол человека зависит от того, какой вид будет иметь одна из этих пар: XX или XY. У пчел, как и у других перепончатокрылых насекомых, дело обстоит иначе. Их пол определяется одинарным или двойным набором хромосом. Пчелиная матка после оплодотворения откладывает яйца с двойным (диплоидным) комплектом из 32 хромосом, из этих яиц появляются на свет самки: матки или рабочие пчелы. Матка также может отложить неоплодотворенные яйца, в них содержится одинарный (гаплоидный) комплект из 16 хромосом. Тогда из яиц выводятся самцы (трутни). Рабочие пчелы не способны спариваться с самцами, но в редких случаях могут откладывать неоплодотворенные яйца. Поскольку в таких яйцах содержится гаплоидный хромосомный набор, потомство рабочей пчелы будет состоять исключительно из самцов. Пчеловоды называют таких рабочих пчел трутовками.

Капская медоносная пчела (Apis mellifera capensis) — это подвид медоносной пчелы, распространенный на юге Африки. От всех других медоносных пчел капская отличается способностью некоторых рабочих пчел без оплодотворения откладывать яйца с диплоидным набором хромосом и производить на свет самок. У капских рабочих пчел, имеющих такую способность, яичники более крупные, а также они могут выделять характерные для пчелиных маток феромоны. Если в семье капских пчел гибнет матка, то среди рабочих начинается конкуренция за ее место. Наличие маточных феромонов открывает капским пчелам дорогу к социальному паразитизму. Они проникают в гнезда других медоносных пчел (подвида A. m. scutellata), и местные рабочие пчелы начинают выращивать их потомство, доля которого в гнезде со временем возрастает. Ежегодно на пасеках Южной Африки из-за этого погибает около 10 000 пчелиных семей.

Поиски гена, ответственного за эту способность, заняли тридцать лет. Ученые довольно давно определили, что этот ген находится на пчелиной хромосоме номер 11, но долго не могли идентифицировать его. Теперь оказалось, что за это отвечает ген GB45239. Ранее на это роль выдвигался другой ген-кандидат — GB46427 (LOC409096). Однако это предположение не подтвердилось после более широкого сбора генетического материала.

«Дальнейшее изучение капских пчел может дать нам представление о двух основных эволюционных переходах: происхождении пола и происхождении социальных насекомых, — говорит профессор Бенджамин Олдройд (Benjamin Oldroyd). — Возможно, самая захватывающая перспектива, вытекающая из этого исследования, — это возможность понять, как на самом деле работает данный ген. Если бы мы могли управлять переключателем, который позволяет животным размножаться бесполым образом, это имело бы важные применения в сельском хозяйстве, биотехнологии и многих других областях. Например, многие виды опасных насекомых, такие как огненные муравьи, обладают той же способность, хотя, к сожалению, кажется, у них она связана с геном, отличным от найденного у капских пчел».

Статья опубликована в журнале Current Biology   Источник: polit.ru

Анализ окаменевших яиц протоцератопсов, трехрогих травоядных ящеров, которые обитали более 70 млн лет назад на территории современной Монголии, показал, что их скорлупа была мягкой, подобно оболочке

Немецкий зоолог Марк Шерц ( Mark Scherz ), работающий в Университете Констанца и Баварской государственной зоологической коллекции,  описал неизвестный ранее вид лягушек , обитающий на севере острова

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. «Сердцебиение» черной дыры было впервые

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

Хорошо сохранившиеся окаменелости хвойных растений,  найденные на юге Аргентины , дали ученым новые аргументы в споре о том, где возник и как распространялся род современных хвойных деревьев.

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии

Британские и румынские биологи успешно защитили несколько десятков добровольцев от повторного появления рассеянного склероза с помощью круглых червей-паразитов. Ученые надеются, что подобный эффект

С тех пор как зонд New Horizons посетил Плутон, мы узнали немало нового об этой далекой и почти неразличимой с Земли карликовой планете. Пожалуй, главным сюрпризом стали многочисленные свидетельства

Палеонтологи на основании свежих находок по-новому описали внешний вид древней рыбы Tanyrhinichthys mcallisteri, которая была известна науке уже более тридцати лет. Раньше эту рыбу считали похожей на

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

РИА Новости. Группа исследователей обнаружила в Японии, как утверждается, самое маленькое в мире окаменелое яйцо динозавра, говорится в опубликованном во вторник пресс-релизе японского университета

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали новый сигнал, указывающий на далекое слияние черной дыры с… объектом неясной природы. До сих пор эти инструменты замечали слияния пар черных

В ходе наблюдений с Очень Большим Телескопом Европейской южной обсерватории (VLT) астрономы обнаружили пропажу неустойчивой массивной звезды в карликовой галактике. Ученые думают, что блеск звезды мог

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды.

У красного карлика в созвездии Микроскопа астрономы обнаружили новорожденную планету, похожую по своим размерам и свойствам на Нептун. Это первая известная планета такого рода в ближайших окрестностях