Новый вид бабочек-древоточцев открыт в Азербайджане

Профессор Роман Яковлев из Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета и Наталья Снеговая из Института зоологи Академии наук Азербайджана описали новый вид бабочек из семейства древоточцев (Cossidae), обитающий в ширванской степи в центральном Азербайджане.

Phragmataecia effendii

Семейство древоточцев широко распространено по всему миру. В нем насчитывают более 110 родов и почти 700 видов. Это ночные бабочки, за исключением активных днем представителей подсемейства Ratardinae, обитающего в Юго-Восточной Азии. Крылья этих бабочек чаще всего сероватого оттенка, в сложенном виде у многих из них крылья похожи на кору дерева или листья. Гусеницы древоточцев развиваются в стеблях и стволах древесных или травянистых растений, у ряда видов они вредят сельскому хозяйству. Развитие гусениц у некоторых древоточцев длится до трех лет.

Род Phragmataecia, к которому относится новый вид, насчитывает теперь сорок видов. В русской литературе этот род иногда упоминается под названием «сверлило» из-за гусениц, проделывающих ходы в растениях. Представители сверлил обитают, в основном, в Азии (от Турции до Японии и Суматры) и Африке. Лишь немногочисленные виды встречаются в Европе. В фауне России есть как минимум четыре вида этих бабочек: Phragmataecia albida встречается в Нижнем Поволжье, Phragmataecia castaneae — в южной и средней полосе Европейской России и на юго-западе Западно-Сибирской равнины, Phragmataecia pacifica — на Северном Кавказе, Phragmataecia pygmaea — в Приморском крае. Романом Яковлевым ранее уже были открыты несколько видов древоточцев из данного рода. Помимо упомянутого выше Phragmataecia pacifica, это Phragmataecia anikini из Монголии, Phragmataecia annapurna и Phragmataecia laszloi из Непала, Phragmataecia geisha из Японии, Phragmataecia gurkoi из Пакистана, Phragmataecia monika из Китая и Phragmataecia turkmenbashi из Туркменистана. Также Роман Яковлев описал немало древоточцев из других родов.

Бабочка Phragmataecia effendii преимущественно обитает в Агдашском районе центрального Азербайджана, вид распространён по северо-востоку Ширванской равнины и на юге предгорий Аджиноура, на берегах рек Кура и Турианчай, в можжевеловых лесах Турианчайского Национального парка. Длина переднего крыла бабочки — 19–22 миллиметра. Период вылета этих бабочек — с июня по август. Образцы нового вида хранятся в коллекциях Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге и Института зоологии Азербайджана.

По словам Романа Яковлева, новый вид получил названия в честь Рустама Мамед-Эмин-оглы Эффенди (1934–1991) — известного советского энтомолога, посвятившего свою трудовую деятельность исследованию энтомофауны Закавказья. В результате его многолетних исследований в Азербайджане было обнаружено 213 видов дневных бабочек.

Описание нового вида опубликовано в журнале Zoology in the Middle East   Источник: polit.ru

Новый метод позволил успешно извлечь генетический материал насекомых из кусочков смолы возрастом шесть лет и два года. В будущем его собираются использовать на древних образцах, чтобы узнать больше о

Согласно новому исследованию, африканский подземный грызун — пескорой Анселла (Fukomys anselli) из семейства землекоповых, — хотя и практически лишен зрения, активно пользуется своими глазами. Они

В экспериментах на мышах группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии под руководством ученых СПбГУ обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния

РИА Новости. Американские ученые выяснили, что формирование воспоминаний контролируется хроматином — комплексом нуклеиновых кислот и белков. Когда мозг формирует память, детали событий кодируют

Листья хищного растения Dionaea muscipula, известного как венерина мухоловка, быстро закрываются, чтобы поймать свою жертву: среди таковых обычно значатся муравьи, пауки, жуки, кузнечики и другие

Ученые из СПбГУ совместно с исследователями из Каролинского института (Швеция) впервые показали, что внутри живого организма млекопитающего возможно направленное создание клеток центральной нервной

Мегалодоны считаются одними из самых больших рыб, когда-либо существовавших на Земле. Считается, что эти древние акулы достигали 16 метров в длину, хотя точно оценить их размеры достаточно сложно.

Сотрудники лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ в составе группы российских и американских ученых разработали сборщик metaFlye, специализирующийся на сборке образцов ДНК микробных

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили новый вид небольшого птерозавра, размером с индейку, который не похож ни на одного своего собрата благодаря своему длинному тонкому

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до

Генетическая наследственность некоторых людей от неандертальцев может повысить риск развития тяжелой формы COVID-19, — пишет sciencenews.org.

В лингитовом месторождении Шуйтанба в китайской провинции Юньнань палеонтологи обнаружили окаменевшие останки мезопитека  (Mesopithecus pentelicus) — вида обезьян, жившего в Европе и Азии 7–5