Бактерия не позволяет комарам распространять лихорадку денге

Австралийские ученые сообщают об успехах проводимого ими проекта по борьбе с лихорадкой денге в Индонезии. В районах проведения испытаний заболеваемость снизилась на 77 %. Добиться этого ученым помогла бактерия, которая предотвращает перенос комарами вируса денге.

Комар Aedes aegypti © Wikimedia Commons

Бактерия вольбахия (Wolbachia pipientis) была открыта в 1926 году. Она давно привлекла внимание ученых, так как живет в организмах множества видов насекомых, да еще и умело регулирует активность генов своего хозяина, наделяя его различными свойствами и даже влияя на то, самцом или самкой станет это насекомое. Подробнее о вольбахии можно прочитать в особом очерке. В данном же случае интересна ее способность делать комаров устойчивыми к ряду вирусов, включая вирус денге.

Лихорадка денге вызывается вирусом, который передается укусами комаров Aedes aegypti и Ae. albopictus. Она распространена преимущественно в субтропической и тропической зонах. Обычно болезнь напоминает грипп и длится несколько дней, но в некоторых случаях после развивается тяжелая геморрагическая лихорадка, когда больной испытывает сильные боли в области живота, неукротимую рвоту, слабость, десны кровоточат, артериальное давление падает, дыхание и пульс учащаются. В этом случае угроза жизни больного велика. Сейчас тяжелая форма лихорадки денге стала одной из ведущих причин госпитализации и смерти среди детей в азиатских и латиноамериканских странах.

Количество заболевших оценить трудно, так как в слабой форме симптомы денге порой сложно отличить от других заболеваний. Согласно одному исследованию, ежегодно денге заражаются 390 миллионов человек, из которых у 96 миллионов имеются клинические проявления. В последнее время число зарегистрированных случаев заболевания растет. В Индонезии, где проводятся испытания, число заболевающих за год достигает 8 миллионов, и несколько тысяч человек ежегодно умирает от этой болезни.

Исследователи из Университета Монаша (Мельбурн) совместно с индонезийскими коллегами в течение трех лет заражали комаров вольбахиями в 12 районах города Джокьякарту на Центральной Яве, где отмечен один из самых высоких в мире уровней заболеваемости денге. В остальных 12 районах применялись обычные средства борьбы с комарами, например, ядохимикаты. С момента начала испытаний там, где использовалась бактерия, отмечено значительное снижение числа заболевших. Комары передают бактерию своим потомкам, так что вольбахия сохраняется в популяции комаров в течение многих поколений, не требуя дополнительных действий.

Исследователи уверены, что выбранный ими метод поможет справиться с денге не только на Яве. И такая работа уже ведется. Всемирная программа борьбы с комарами (World Mosquito Program) сейчас поддерживает испытания в 11 городах мира, включая Рио-де-Жанейро. В Австралии, где проект по использованию вольбахии был начат уже десять лет назад, штат Квинсленд в результате был признан свободным от лихорадки денге.

Источник: polit.ru

В экспериментах на мышах группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии под руководством ученых СПбГУ обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния

РИА Новости. Американские ученые выяснили, что формирование воспоминаний контролируется хроматином — комплексом нуклеиновых кислот и белков. Когда мозг формирует память, детали событий кодируют

Листья хищного растения Dionaea muscipula, известного как венерина мухоловка, быстро закрываются, чтобы поймать свою жертву: среди таковых обычно значатся муравьи, пауки, жуки, кузнечики и другие

Мегалодоны считаются одними из самых больших рыб, когда-либо существовавших на Земле. Считается, что эти древние акулы достигали 16 метров в длину, хотя точно оценить их размеры достаточно сложно.

Ученые из СПбГУ совместно с исследователями из Каролинского института (Швеция) впервые показали, что внутри живого организма млекопитающего возможно направленное создание клеток центральной нервной

Сотрудники лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ в составе группы российских и американских ученых разработали сборщик metaFlye, специализирующийся на сборке образцов ДНК микробных

В лингитовом месторождении Шуйтанба в китайской провинции Юньнань палеонтологи обнаружили окаменевшие останки мезопитека  (Mesopithecus pentelicus) — вида обезьян, жившего в Европе и Азии 7–5

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) обнаружили новый вид небольшого птерозавра, размером с индейку, который не похож ни на одного своего собрата благодаря своему длинному тонкому

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до

Генетическая наследственность некоторых людей от неандертальцев может повысить риск развития тяжелой формы COVID-19, — пишет sciencenews.org.

В пустыне Гоби на территории нынешней Монголии обнаружили останки необычных динозавров. Сразу несколько почти полных скелетов показали, что эти животные были оперенными и беззубыми, напоминая попугаев