Срочные новости раздела
Андрей Житинкин:

Андрей Житинкин: "Полемика о цензуре утратила смысл"

— Андрей, и вот тебе — 60. Время предварительных итогов — допустим, с точки зрения арифметики?

— Нет, я итоги не подвожу. Арифметика, говоришь? Хорошо, тогда так: только в Москве после окончания Щукинского училища с 1988 года по нынешний, пандемический, год я поставил более 70 спектаклей! Начинал в «Современнике». Потом ставил в Театре Ермоловой, в «Табакерке», в Вахтанговском и в «Моссовете», «На Малой Бронной», в Театре Российской Армии, в Сатире, наконец, в Малом театре, а также в Санкт-Петербурге, в Челябинске, Магнитогорске. Ставил в Испании, Италии, Франции. Сейчас даже не говорю о независимых проектах, их были десятки и с лучшими российскими артистами — Людмилой Гурченко, Сергеем Шакуровым, Ириной Купченко, Любовью Полищук, Дмитрием Марьяновым, Ольгой Кабо, Александром Домогаровым, Николаем Фоменко, Аленой Свиридовой и многими, многими другими потрясающими артистами.

Вообще скажу тебе, что открытие артистов — это всегда величайшая тайна. Но я счастлив, что мне удалось встретить на своем пути молодых и очень талантливых — будущую звезду «Интердевочки» Елену Яковлеву, которая сыграла у меня в спектакле «Снег. Недалеко от тюрьмы…» в Ермоловском. Сергею Безрукову, когда тот был еще студентом, я доверил главную роль в «Психе», а затем и в «Старом квартале», и в «Признаниях авантюриста Феликса Круля» в «Табакерке». Саша Домогаров сыграл Марата в «Моем бедном Марате», Дюбуа в «Милом друге» на моссоветовской сцене и, конечно же, Нижинского на Малой Бронной. Никому не известный тогда Даниил Страхов блеснул в роли Дориана Грея в спектакле «Портрет Дориана Грея» на Бронной, когда я был там главным режиссером. А Дима Дюжев в замечательной работе «Свободная любовь»! И, конечно же, Женя Крюкова в «Черной невесте» в роли Жанетты, а затем — Порции в «Венецианском купце» в Театре Моссовета и Анны Карениной в одноименной постановке на Бронной…

— Андрея Житинкина в новой России называли главным театральным провокатором — ненормативная лексика впервые прозвучала в твоем скандальном спектакле «Игра в жмурики». Ты дерзко раздевал артистов (хотя Марк Захаров в «Мудреце» такое однажды себе позволил!). Ну и опять же запретные, греховные темы — все это у тебя было, ты играл в запретные игры.

— Знаешь, я бы не назвал эти темы греховными, а игры — запретными! Вот, скажем, в той же скандальной, как ты говоришь, постановке «Игра в жмурики» действительно присутствовала ненормативная лексика, но — это был лишь фон, а не суть трагической жизни героев спектакля, двух вохровцев, жизнью загнанных в угол. Или возьмем обнаженку — она для меня никогда не была дешевым приемом, эффектом. Когда герой Безрукова в спектакле «Псих» выходит из психушки и принимает решение покончить жизнь самоубийством, и совершает омовение — он обнажался. А это уже нечто сакральное.

— Насколько серьезные возникали у тебя проблемы с властями в связи со всем вышеперечисленным? Или это все рассказы из серии «как нас душили»? Все-таки уже не советская власть была на дворе. 

— Конечно, все познается в сравнении, и я не из тех, кто зарабатывает очки, рассказывая страсти, которые на самом деле лишь жалкая тень страстей. Но когда в Театре сатиры мы выпускали «Хомо эректус» по пьесе Юрия Полякова, особо бдительные товарищи сообщили куда следует, что в постановке звучит песня, где упоминается наш президент. Товарищи пришли, посмотрели и ушли. «Хомо эректус» идет вот уже больше 15 лет, а песня в исполнении Виктора Пеленягрэ давно стала настоящим хитом.

— Время от времени сами художники будируют вопрос о цензуре. И даже речь не о запретах и гонениях (в театральной Москве можно увидеть все семь смертных грехов, а с поисками смыслов в них — и того больше). Многие считают, что она необходима как двигатель художественного поиска.

— Полемика о цензуре утратила смысл, потому что каждый художник сегодня сам для себя решает, что можно, а что нельзя. У Евгения Вахтангова была знаменитая фраза: «С художника спросится»… Идеология меняется, а художник создает свой мир, и он сам себе судья. Искусство вечно!

— Какие темы тебя волнуют сегодня? Что больше — прошлое, настоящее или, может быть, будущее? Ведь в твоей последней работе — «Большая тройка» — в Малом театре сошлись фигуры как раз из прошлого — Сталин, Черчилль, Рузвельт. А про Путина, Меркель, Трампа — не хочется сделать что-то?

— «Есть только миг между прошлым и будущим/ Именно он называется жизнь…». Очень значимая для меня премьера «Большая тройка» — о конференции в Ялте в 1945 году, где собрались Черчилль, Рузвельт и Сталин. Уверен, что эта история — одна из самых провокационных, которые я когда-либо ставил! Она не о прошлом, даже не о настоящем. Это история о будущем и о том, в каком мире мы сегодня живем… За внешней хрестоматийностью и документальностью мы рассказываем историю людей, несущих ответственность за то, что сегодня творится на нашем маленьком земном шарике. И вот это прошлое сейчас определяет наше будущее… Мы (я говорю о создателях спектакля, замечательных артистах Василии Бочкареве, Валерии Афанасьеве, Владимире Носике) сделали это намеренно. В «Большой тройке» нет правых и виноватых, нет хороших и плохих, умных или глупых. Все трое — просто люди, а как к ним относиться сегодня — решать тем, кто сидит в зрительном зале. 

— Послушай, а может, время провокаций в театре, в искусстве вообще прошло? Уже не модно?

— Провокация ради провокации ничего не стоит! И дело здесь не в моде, дело в смысле, если он есть. А в «Большой тройке» он есть! В конце двадцатого века в театре, например, было модно разрушать так называемую четвертую стену, вовлекать зрителей в сценическое действие. В режиссуре века нынешнего провокации уже носят мультимедийный характер — экраны, на которых воспроизводятся съемки якобы скрытой камерой, специально нивелированный текст за счет радиолокаторов и т.д. Но сейчас, когда пандемия внесла свои коррективы и все сидят у всевозможных экранов, от которых уже тошно, удивить может только уникальность живых чувств и эмоций. Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Искусство — это сообщение чувств».

— Да Бог с ними, с политиками. А вот наши великие современники, такие как Людмила Гурченко — ты ведь работал с ней. Не хочется театрально осмыслить эту знаковую для XX века фигуру? Тем более что спектакли о тех, кого мы еще застали, знали, кто повлиял на нашу жизнь, кажется, становятся театральным трендом — «Люся» в Театре Вахтангова, «Горбачёв» — в Театре Наций.

— Людмила Марковна, которую я ласково назвал Люсинда, потому как у меня язык не поворачивался называть ее амикошонски — Люся, всегда шутила, что она больше одного раза с одним режиссером не работает. А мы с ней сделали три проекта: первый — мюзикл «Бюро счастья». Тогда были очень тяжелые времена, но все было по-настоящему: 50 человек оркестра, 30 танцовщиков Имперского балета Гедиминаса Таранды, звезды шоу-бизнеса Николай Фоменко, Алена Свиридова… Она пела и танцевала, чувствовала себя в своей стихии, ведь ни для кого не секрет, что кумиром Гурченко всегда была Любовь Орлова.

Однажды я зашел к ней в гримерку перед спектаклем «Бюро счастья». Она смотрелась в зеркало и сама с собой разговаривала. «Ну что же мне с ней, проклятой, делать?» — спрашивала она. Я застыл в дверях, решил, что это что-то интимное. Но она еще несколько раз повторила эту фразу. И тогда я спросил: «С кем с ней, Людмила Марковна?». И Гурченко ответила: «С этой проклятой старостью». То есть она до последнего боролась со временем и даже в чем-то перехитрила это время. Иногда ее осуждают за пластические операции, мол, сколько можно?! Я никогда не осуждал, потому что она все это делала для профессии и для зрителя. Шли годы, а она казалась все той же Людмилой Гурченко. Тем более что фигура у нее не менялась: оставались все та же осиная талия, все те же мерки ее новых костюмов.

И вообще она была очень витальным человеком. У нее не было никаких диет: после спектакля, если мы были на гастролях, обычно заезжали в ресторан, и самым ее любимым блюдом знаешь, какое было? Огромный стейк с кровью и бокал красного вина. Могла густо намазать хлеб икрой — и это все на ночь глядя. Она столько теряла энергии за спектакль, что надо было ее восполнить.

Еще один наш проект с ней — спектакль «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» по пьесе Эдварда Радзинского в Театре сатиры. Здесь она была великолепна в поединке с Александром Ширвиндтом, с которым она не один раз встречалась на съемочной площадке, но никогда на сцене. И третий проект — комедия «Случайное счастье милиционера Пешкина», где Гурченко опять встретилась с кинематографическим партнером Сергеем Шакуровым. И это опять был великолепный поединок двух блистательных артистов! Современный парафраз гоголевского «Ревизора» заставлял зрителей смеяться и плакать, потому что именно Людмила Марковна была камертоном этого спектакля. К сожалению, к ней все пришло поздно. Она была настоящая, мощная актриса, которой подвластны все жанры. И сегодня многие, и я в том числе, горды, что были ее современниками, теми, кто прикоснулся к легенде.

— Вопрос для юбиляра — о каком подарке мечтаешь?

— Самый большой подарок, который хотелось бы получить, это работать со своими артистами, которые понимают тебя уже многие годы. Работать с пьесами, которые давно хотел бы поставить. А главное — работать в своем театральном доме…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Стас Костюшкин вернется в образе Мороженого, Лариса Долина предстанет в образе Оленя, Алексей Глызин облачится в костюм Слона, Лена Катина вновь выйдет на сцену в роли Паука, Антон Лирник станет
подробнее...

Как ранее сообщал «МК», первое неприятное открытие было сделано после того как на сайте американского аукциона «всплыло» некое письмо Петра Великого от 1721 года. Поскольку доселе считалось, что этот
подробнее...

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей
подробнее...

И, хотя любимая всеми актриса пока ещё остаётся в реанимации, но положительная динамика, наметившаяся у неё буквально в первые дни нового года, внушает медикам оптимизм. Во всяком случае Алиса
подробнее...

Летом этого года Андрей Малахов заявил, что собирается основать в Апатитах Центр современного искусства «Сияние». Предполагается, что для арт-пространства будет возведено отдельное здание. А пока
подробнее...

Когда группа Nirvana в свое время сделала свою версию композиции «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи, сам «звездный мальчик» признал, что она получилась лучше оригинала, да и вообще – теперь есть
подробнее...

Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России. Письменные эти благодарности
подробнее...

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларовДжефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». Энди создал «Фабрику»,
подробнее...

— Эдмунд, люди моего поколения слушали вашу музыку еще когда были школьниками, слушают и сейчас, когда им уже за сорок. Как вы считаете, в чем причина того, что к вашему творчеству люди "прикипают"
подробнее...

«Очень тяжело сейчас говорить. Это огромное горе для всех нас, для театра. Владимир Борисович был настоящим великим артистом и огромным человеком. Чувство, которое у нас сейчас в театре — это чувство
подробнее...

Свой выбор Клим объясняет так: «Фигура Есенина привлекала меня всегда, еще в студенческие годы я думал о том, какой бы фильм я хотел снять о нем. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть,
подробнее...

«Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился маленькому Квентину. Это «Человек-амфибия»! Его в Америке не показывали в кино — дублировали на английский и
подробнее...

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21
подробнее...

19 сентября 2020 года во дворце Шайо в Париже состоялся показ документального фильма «Дом Кардена». Его сняли режиссеры П.Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз. На показе присутствовал сам Пьер Карден. Как
подробнее...

Виртуальный музей расположен на интерактивных экранах в нижнем и верхнем фойе. Зрители смогут познакомиться с ним до спектакля и после его окончания, но этого, конечно, мало.Поскольку в театр
подробнее...

«В этом году у Smash!! юбилей, - говорят артисты, - надо что-нибудь придумать. Точно - мы запишем для вас песню!» Точно неизвестно, сдержат ли они обещание, но в комментариях уже самопроизвольно
подробнее...

И главное из них – пересмотр отношения к наивному искусству. В 1990-м году на базе Центра современного искусства на Якиманке возникла галерея наивного искусства «Дар», которую возглавил Сергей
подробнее...

Дорогая Галина Борисовна, ГБ...Хотела было поставить в конце восклик, но подумала, что этим восторженным знаком только придам  ложность своему посланию. А ложь - это то, что вы больше всего
подробнее...