Срочные новости раздела
Выставка Фалька откроется обнаженкой, взбесившей Хрущева

Выставка Фалька откроется обнаженкой, взбесившей Хрущева

Несмотря на большой интерес к фигуре Роберта Фалька, его работы лишь однажды показывались в государственном музее объемно, и было это давно: в начале 1990-х в Русском музее. Однако небольшие выставки живописца проходят регулярно: так, прошлым летом в галерее «Наши художники» состоялся проект «Роберт Фальк. Частный случай». Многие работы, показанные там, сейчас вошли и в третьяковскую ретроспективу живописца, но помимо них музею удалось собрать множество прекрасных полотен, которые прежде не бывали в Москве. Среди них – работы из собрания Национальной галереи Армении, которые из-за пандемии было непросто доставить в Москву. На выставку со всех уголков страны и ближнего зарубежья взяли лучшее из лучшего – из более тысячи произведений выбрали пару сотен.  

    Открывает ретроспективу скандальная обнаженка: картина, участвовавшая в выставке к 30-летию МОСХа 1962 года, которую отчаянно ругал Никита Хрущев. «Это — извращение, это ненормально!» – кричал генсек в «Манеже», указывая на живопись Фалька. После этой скандальной истории появилась ироничная версия сцены у картины художника: «Это что за мазня?» – спрашивает генсек. «Это״ Обнаженная״ Фалька», – отвечают ему. «Голая Валька? Да кто на такую Вальку захочет залезть?!». Впрочем, этот анекдот, скорее, отражает общий тон, нежели дословно цитирует критические высказывания руководителя СССР. Тем не менее, история с «Обнаженной» Фалька вошла в анналы истории, как и вся скандальная выставка в «Манеже», которая стала катализатором последующих нападок на художников и писателей, разгромных выставок и возникновения нонконформистского искусства, андеграунда. 

   Картина, с которой начинается ретроспектива Фалька и которая вызвала бурную реакцию Хрущева, называется «Обнаженная в кресле». Написана она зимой 1922-23 годов с известной натурщицы Станиславы Осипович, которая позировала Серову, Коненкову и Дейнеко. На ней выросло ни одно поколение русских живописцев. Осипович позировала всю жизнь и даже не вышла замуж, считая свою профессию модели первостепенной. Так и скончалась – на подиуме, задремав во время сеанса и уже мертвая упала со стула. Фальк писал уже немолодую Осипович в холодных мастерских ВХУТЕМАСа и, по воспоминаниям студентов вуза, она позировала обнаженной около буржуйки, поэтому  один бок ее поджаривался, а другой синел от холода. Так что художник, изображая ее наготу в темных синевато-зеленых тонах, был правдив. В этом портрете живописец уже отходит от своей кубистической манеры 1910-х годов, возвращаясь к эстетике старых мастеров, хотя все еще сохраняет черты этого направления. 

В другой работе мастера, тоже показанной на скандальной выставке в «Манеже», кубизма больше. «Обнаженная. Крым» написана в 1916-м, в зените его бубнововалетского периода. Ряд источников указывают на то, что генсек разразился критикой, увидев именно ее, а не обнаженную Осипович (на выставке в Третьяковке мы находим ее в третьем разделе). В этой картине больше секса и новаторства: модель Любовь Попеска написана сочными желтыми, красными и оранжевыми цветами, ее тело сложено из плоскостей, женщина держится за грудь и излучает страсть. Это и не удивительно: между натурщицей и художником тогда случился бурный роман. Так что Фальк чуть было не ушел от своей жены Елизаветы Поспеловой, однако Попеска не собиралась разводиться со своим мужем-военным, и отношения скоро сошли на нет. Зато шедевр остался. Так что Хрущев, задаваясь вопросом «женаты они или нет?», зрил в корень отношений. Впрочем, гениальности и мощи обнаженного портрета сей факт не отменяет.

   Выставка Фалька ведет нас по сложной биографии автора живописным маршрутом. В начале мы находим его ранние работы в стиле импрессионизма. В 1900-1910-х он, как и любой начинающий художник, ищет себя, пробует разные стили и гаммы. Здесь есть, например, портрет его первой жены Елизаветы Поспеловой, написанный в год их свадьбы – в 1909-м. Лиза напоминает девушку с картин Борисова-Мусатова – скромный взгляд устремлен в пол, голова слегка наклонена, цвета пастельные - бледно-розный и бедно-голубой. Рядом автопортрет художника,  по тональности близкий к Гогену: пишет себя в упор, загорелым, полным энергии, на фоне ярко-желтых крыш домов. В этом контрасте вся суть отношений Поспеловой и Фалька, девушки из обедневшей дворянской семьи и напористого юноши с еврейскими корнями…Рядом ними еще один портрет периода поисков, изображающий двоюродную сестру художника Лялю. Его манера здесь, скорее, ближе к Ренуару…

  Словом, о каждой картине на выставке можно рассказать целую историю – эстетическую и биографическую. И все же главное – здесь весь Фальк. Его ранний импрессионизм. Картины, побывавшие на выставке «Бубнового валета», которая произвела ошеломительный фурор в 1910 году и стала первой выставкой авангарда в стране (тогда Фальк познал славу и признание). Период возвращения к более классической живописи, когда художник поворачивается к старым мастерам и чувствует кризис искусства. Как раз тогда он переживает первый развод – с Лизой Поспеловой – и даже попадает в больницу для душевнобольных. Есть и его театральные эскизы, сделанные в период, когда он был женат уже на Кире Алексеевой, дочери Константина Станиславского. Наконец, его французский период: в Париже он находился в длительной командировке – с 1928 по 1937 годы. Там художника еще больше захватывает увлечение Сезанном, который оказал на него наибольшее влияние. После – возвращение на родину и эвакуация в Средней Азии, где написаны удивительно светлые и пронзительные работы. И финальная часть выставки – московский период, когда художник на долгие годы оказался забыт.

В это время в искусстве властвовал соцреализм, идеологическое искусство, а авангард оказался под запретом и был раскритикован за «формализм». Искусство живописца попало в «черные списки» – его картины не могли покупать музеи. После 1953 года Фальк стал для многих молодых авторов своеобразным символом ушедшей великой эпохи, мостом между прогрессивным искусством начала XX века и послесталинской оттепелью… Несмотря на то, что манера его менялась, Фальк всегда оставался Фальком – его картины легко узнать, увидеть в них философскую глубину, сочетание новаторских форм и тонкого света, свойственного таким мастерам, как Рембрант и Вермеер… Эта выставка – определенно этапная в посмертной биографии художника. Must see.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

— Лесков достаточно поздно вступил в литературу и долгое время публиковался под псевдонимами. С чем это связано?— Лесков начинал свой путь во взрослую жизнь с должности писаря, Акакия Акакиевича, да?
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

В ноябре 2020 года исполнилось двадцать лет с момента релиза сборника «Кинопробы», на котором весь наш рок-н-ролльный истеблишмент и примкнувшая к нему творческая молодежь представили свои версии
подробнее...