Срочные новости раздела
Егор Кончаловский: «Я был обречен вернуться на родину»

Егор Кончаловский: «Я был обречен вернуться на родину»

Сын кинорежиссера Андрея Кончаловского и актрисы Натальи Аринбасаровой, первый внук писателя Сергея Михалкова окончил Кембриджский университет, получил степень магистра искусств, стал специалистом по Дюреру и Рембрандту. В 1990-е  вернулся в Москву, стал работать в рекламном бизнесе, который только нарождался, снимал рекламу шоколада, шампуня от перхоти и прочих хорошо нам известных товаров.  Некоторый киноопыт к тому времени имелся. 

На картинах своего отца Егор работал ассистентом режиссера. Съемочная площадка стала для него единственной школой кино.

Свой первый фильм «Затворник» он снял в 1998 году. Потом был «Антикиллер» 1 и 2, «Консервы», «Побег», альманах «Москва, я люблю тебя», состоящий из новелл, снятых режиссерами разных поколений, которыми Егор Кончаловский руководил. В декабре его последняя по времени картина «На Луне» отмечена в Санкт-Петербурге наградой кинофестиваля «Виват кино России!». Егор Кончаловский - не только сын взрослой дочери Марии, но и маленького сына Тимура. О секретах его воспитания пользователи соцсетей могут узнать из блога молодого отца, который ведет Кончаловский.   

Договориться об интервью оказалось не так просто. Егор Кончаловский неуловим, постоянно занят, непредсказуемо перемещается во времени и пространстве. Накануне юбилея он отправился в путешествие по стране на автомобиле, и пока не добрался до Сочи, поговорить нам не удавалось.  

- Что у вас за роуд-муви?

- Мы с моей подругой решили поехать в путешествие, чтобы отпраздновать наши дни рождения. У нее - 14 января, у меня – 15-го. 

- Две пятерки производят на вас впечатление или это всего лишь формальность?

- На меня цифры давно уже не производят впечатления, потому что раньше производили. 33, 2020-й год… Сколько мне будет лет в таком-то году… Это было в то время, когда я снял первый фильм. А сейчас я спокойно отношусь к возрасту и цифрам.  

- Вы сняли 15 или 16 фильмов. Есть у вас список достижений и потерь? Может быть, вы не склонны заниматься самоанализом?

- Не помню точно, сколько фильмов снял. Что значит, склонен или нет? Ты понимаешь один раз и навсегда, какие были достижения и потери, а потом перестаешь об этом думать. Чего сидеть и переживать по поводу утрат,  радоваться достижениям  - настоящим, прошлым и будущим? Мне кажется, надо просто жить спокойно  и счастливо, не надо никогда мучиться.  

- У вас намечался масштабный исторический кинопроект в Казахстане. Он осуществим или все осталось на уровне мечты?

- Все осуществимо, но я утратил к этому интерес. Были идеи, я хотел его снимать, но все темы кроме одной, из тех, что меня занимали,  оказались сняты.  Сложность заключается в том, что у казахстанской большой исторической картины, если она чисто казахстанская, будущего нет.

- Вы имеете в виду мировой прокат?

- И прокат, и фестивали. Перспектив нет, особенно, если это историческая большая картина. Она делается мимо рынка. А делать дорогую картину, не учитывая его запросы, наверное, не очень правильно. Поэтому я пока отложил эту идею, но продолжаю работать  с казахами. Только что написал письмо казахстанскому  продюсеру, с которым мы сейчас обсуждаем новый проект. 

- Он будет камерным?

- Не обязательно камерным, но может быть основан на современном материале. Возможно, будет экшен. 

- У вас есть возможность сравнивать российское и казахстанское кинопроизводство. Какие преимущества у того и другого?

- Преимущество казахов в том, что у них осталась неплохая кинематографическая школа, которая традиционно существует со времен Великой Отечественной войны. В Алма-Ату тогда переехал «Мосфильм», там снимали Эйзенштейн и другие великие режиссеры, там была отличная школа. 

Второе их преимущество в том, что они вкладывают деньги в кино и снимают неплохие фильмы, если сравнить с картинами, которые производятся на постсоветском пространстве. У казахов самое сильное и профессионально сделанное кино, к чему, кстати,  я в свое время приложил руку. Все начальники цехов и фирм, предоставляющих киноуслуги,  работали у меня на картине «Возвращение в А», которая, кстати, была исторической.  

Что касается России, да и мира в целом, то тут есть некоторая растерянность, неуверенность в будущем кинотеатрального проката. Не до конца еще отработана взаимосвязь со стриминговыми платформами. В ближайшее время кино в основном будет делаться не для большого экрана. Это тоже накладывает свой отпечаток, поскольку для большого телевизора кино снимается иначе. Тут есть свои особенности – другая крупность и прочие вещи,  которые присутствуют, особенно у не очень хорошего телевизора, пока имеющегося у основной части наших сограждан. 

Поэтому есть определенная неуверенность в том, как вообще будет развиваться этот рынок. Как и во всех других областях наступило не то, что затишье, но такое состояние, когда все ждут. Мы все находимся в ожидании чего-то: когда пройдет коронавирус, когда разберутся в своих проблемах американцы, и все, наконец, успокоится в мире. Неуверенность существует, но это не значит, что не надо работать. Я свое внимание переключил на другие вещи. Мне нравится находиться в Казахстане и снимать там кино. Я там сделал три проекта, один из них по заказу министерства иностранных дел. 

- Не воспринимают ли в Казахстане дело так, что вы у кого-то кусок отобрали? Недавно была полемика такого рода, связанная с одним пришлым продюсером.

- Наверное, в этом есть определенная доля истины. Об этом «куске» было сказано несколько раз. Но столько молодых ребят с казахстанскими паспортами рванули в Москву! Они снимают здесь клипы, фильмы. Их много, десятки. Мой друг из Алматы Леша Голубев -  прекрасный  продюсер и сценограф - ставит в Кремле. И что теперь российские кинематографисты и клипмейкеры, представители других профессий должны сказать: «Эй! Вы отбираете наш кусок хлеба?»  Это первое. А второе – у нас вообще-то Таможенный союз, и деньги свободно перемещаются между Казахстаном и Россией. То есть мы  представляем собой один рынок. 

- Чем вы занимаетесь в перерыве между съемками? У вас весьма большие перерывы в работе.

- А вы видели мою последнюю картину?

- «На Луне»? Конечно.

- Мы ее, слава богу, успели выпустить в прокат до пандемии. У меня был сложный период, когда развалилось несколько проектов, которыми я занимался. Все это сопровождалось судами и прочими не самыми приятными вещами. У меня была очень скандальная история с «Беларусьфильмом», продолжавшаяся три года. Но что поделаешь... Сейчас  мы пишем сценарий с очень хорошим сценаристом Сандро Андроникашвили, собственно уже близимся к середине пути. Это как раз будет историческая картина, но снимем мы ее не в Казахстане, а в России, на Дальнем Востоке и Сибири. Кроме того, я хочу сделать еще один альманах, но пока не могу посвятить в детали.

- Опять городские истории, как в альманахе «Москва, я люблю тебя» и «Сердце мое – Астана»?

- Да, это путешествие по столицам мира с определенной тематикой. Но, честно говоря, это мало кому интересно из тех, кто дает деньги. Я буду искать финансирование  по заграничным фондам. Казахстанский альманах получился  забавным и милым, а хотелось, конечно, сделать более серьезное кино. Но это был заказной фильм для Назарбаева, который построил Астану за 10 лет, и это большое достижение. Нурсултан Абишевич был очень счастлив, когда посмотрел фильм. 

- То, время, которое всем нам пришлось провести взаперти, стало для вас продуктивным? Ваш отец Андрей Кончаловский, которого наша газета назвала режиссером ушедшего года, моментально сориентировался в новой обстановке, инициировал несколько проектов, пока другие не понимали, что делать...

- Я очень хорошо провел это время. Мы писали сценарий, сидя на дачах в замкнутом пространстве, ни с кем не общаясь. Но теперь непонятно, кому предлагать такое большое кино.

- Хотите сами его снимать?

- Конечно. И снимать, и продюсировать. Это мой фильм.

- Можете себе представить, как бы вы теперь жили, если бы остались после окончания университета в Англии и не вернулись в Москву? Жили бы в туманном Альбионе, занимались  чистым искусством... 

- Я слишком поздно туда уехал и всегда оставался советским человеком. Родину люблю, а англичан терпеть не могу. Самая лживая и коррумпированная нация на свете. Именно англичане. Это потом они всех остальных англосаксов заразили своим лицемерием. Я этого не понимал, когда в Кембридже учился. Мне казалось, что вокруг просветленные ученые. Оказалось, что нет. Я находился в академической среде, пока получал образование, а потом в Россию приехал и насмотрелся экспатов. Так что в Англии я бы точно не остался. Мог бы жить во Франции или  Италии. А вот в Америке тоже не хотел бы оставаться.  Она мне не нравится. Я туда с удовольствием приезжал, когда была возможность. В общем, я был обречен вернуться на родину и никогда не менял паспорта. Более того, никогда не хотел другого паспорта. Другое дело, что я мог бы здесь заниматься совсем  иными вещами.  

- Разве искусствовед – не прекрасная профессия? Были бы куратором выставок.

- Что вы такое говорите? Кому нужны искусствоведы? Быть человеком в очках? Что в этом хорошего? Искусствоведы не нужны, честное слово. Это не профессия. Требуется 10-15 человек в год во всем мире, не более. А остальные что? Картины продают? Современное искусство? Маринованных акул? Кому это нужно?

Другой вопрос, что искусствоведческое образование, как отвлеченное, абстрактное, гуманитарное, дает широкий кругозор, позволяющий заниматься самыми разными вещами. Я стал снимать кино без кинообразования, начав с рекламы, клипов. С таким же успехом, наверное, мог бы стать депутатом или министром.

- Но вы пошли своим путем. Жаль, что изысканная профессия превращена у нас непонятно во что.

- Как-то вы грустно об этом говорите. Да она не превращена. Она везде в мире такая. У тебя нет вариантов. Или ты - академик, или… Но я – не академик, а абсолютно бездарный искусствовед и зубрила. Выучил все, что надо, и получил хорошие оценки. Мне по барабану было все это на самом деле. Я не горел этим. 

Некуда особенно идти искусствоведам. Это люди, которые выходят на улицу и занимаются абсолютно другими вещами за исключением 15-20 человек. Лувр, Лондонская национальная галерея, Вашингтонская галерея искусств, еще 10-15 музеев наберут каких-нибудь стажеров. Все! А все остальные рассасываются. Я вот рассосался. Но я  этого  и хотел.  

- Наверное, не профессией единой вы живете. Появление маленького сына сильно изменило вашу жизнь?  Вы как-то говорили, что рождение детей в зрелом возрасте вызывает особые чувства. 

- Это было и остается важным в любом возрасте. Жизнь моя особенно не изменилась. Мне очень приятно, что в доме, который я построил, есть парень, который может сказать: «Я здесь родился». Конечно, жизнь изменилась, но я не могу сказать, что сильно. Моя подруга и моя мама освобождают меня от лишнего, а с сыном мы очень дружим и проводим время вместе. 

- Вас не бесит, когда бесконечно спрашивают про ваш род, клан, про отца?

- Нет, совершенно не бесит, потому что я знаю наш род изнутри со всеми его нюансами, понимаю, что мои близкие - чудесные люди, зачастую сложные и противоречивые. Мне приятно, что я наш клан пока не позорю. Мало того, если бы меня спросили, хотел ли бы я другой судьбы, другой фамилии, я бы ответил: «Нет, не хотел бы ни в коем случае какого-то другого имени».

Хотя есть один конфуз. Меня называют Михалковым-Кончаловским, но я в этом не виноват. Меня стали называть Кончаловским вслед за отцом люди из киносреды. Но это и естественно. Я же сын Кончаловского, а не Михалкова, хотя по паспорту я - Михалков. 

- Складывается впечатление, что вы взяли на себя функции своей бабушки Натальи Петровны Кончаловской, став объединяющим началом в большой семье. Вы со всеми поддерживаете отношения?

- Вы ошибаетесь. Мы не очень тесно общаемся. Конечно, я поздравляю Никиту с днем рождения, Новым годом, но вижу его, наверное, раз в год. Отца в прошлом году видел только дважды, потому что он прятался от коронавируса даже на премьере своего фильма. Я поддерживаю отношения со своими родственниками, но у нас не принято, как в цыганской семье, что все собираются  и поют.  Такого нет. У нас все индивидуалы, эгоисты. Всем хорошо самим по себе. Тем не менее, у меня со всеми прекрасные отношения,  и в первую очередь, с вдовой моего деда  Юлией Субботиной. Она -   замечательная женщина и мой близкий друг.     

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Канадский актер Кристофер Пламмер умер в возрасте 91 года. Об этом сообщает издание Deadline со ссылкой на супругу актера Элайн Тейлор.Артист скончался утром 5 февраля в своем доме в Коннектикуте
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...