Срочные новости раздела
Выставка Венецианова в Третьяковке стала первой масштабной за 40 лет

Выставка Венецианова в Третьяковке стала первой масштабной за 40 лет

Последняя большая выставка Алексея Венецианова состоялась почти 40 лет назад. Ее приурочили тогда к 200-летию со дня рождения художника и провели в Русском музее и Третьяковской галерее. Впрочем, позже выяснилось, что Венецианов родился не в 1782-м, как считалось, а двумя годами ранее. Так со всем его творчеством и судьбой — при каждом обращении к искусству мастера в нем открывается что-то новое и читается нечто важное для сего дня. Ретроспектива художника, представленная в Инженерном корпусе Третьяковки, призвана заново отыскать потаенные смыслы в работах Алексея Венецианова и, возможно, пересмотреть его место в истории отечественного искусства.

Выставка получила название «Пространство, свет и тишина», и в этих трех словах заключен прямой и метафорический смысл, отражающий суть тихой революции, который произвел в искусстве этот выходец из купеческой семьи с итальянскими и греческими корнями, родившийся в Москве, потом служивший чиновником в Петербурге, а после отставки поселившийся в поместье в Тверской области. В своем имении в деревне Сафонково он с головой погрузился в неспешную жизнь и начинал ее рисовать. Сначала пастелью, и все больше копировал работы старых мастеров, потом перешел на масло. Венецианов писал то, что его окружало, — крестьян, их быт, пейзажи вокруг, портреты друзей, родных, людей, находившихся в поле его жизни. Венецианова называют классиком эпохи романтизма, художником, который первым начал писать крестьянскую жизнь, мастером жанровых сцен. Все это так, но только за этим бытописательством стоит много больше, чем первое обращение искусства к жизни простых людей. Через образы крестьян раскрывается та гармония национального бытового, которая всегда присутствовала в «русском духе», вопреки всем потрясениям и тяготам. Жизнь Венецианова пришлась на эпоху крепостного права, которое уже изживало себя как некий базис, на события войны 1812 года, подъем движения декабристов и становление социального реализма в искусстве. Но творчество Венецианова вне политики, он обходит стороной громкие события, знаковые фигуры в истории и прочее. Его интересует повседневность. На его картинах мы находим крестьянок со взглядом Мадонны, очаровательных в своей простоте и искренности. Он пишет простых мальчишек и девчонок. Вот один из них разлил кувшин с молоком и размышляет, идти ли к отцу или матери, чтобы рассказать о своем проступке и получить по заслугам. Пишет рекрутов, которых в то время забирали надолго в армию — на 20–25 лет. Пишет избы, сенокос, жизнь. Самые простые сцены превращаются в поэзию, смыслообразующую константу.

Пространство. Оно у Венецианова одушевленное, наполненное. Это не просто очень конкретный пейзаж: взглянув на картину, ты, кажется, обнимаешь изображенный простор. Если же перед тобой интерьерная работа, то значение имеет каждая деталь, выписанная с аккуратной точностью, все предметы находятся «в движении целого». Некоторые фигуры на картинах Венецианова превращаются в призраки, растворяющиеся в пространстве обыденного. Так случилось не по задумке автора: Венецианов писал экономно, накладывая тонкие слои, и со временем живопись начала «стираться». Но в этом растворении, как ни странно, читается философия венециановской школы. Художник первым отрыл крестьянство как особый мир, многие из его учеников были крепостными. В работах мастера и его последователей есть наивность, свойственная авторам без академического образования, но она и дает этим сюжетам гармонию и глубину.

Свет. У него главная роль. Венециановский свет очень итальянский, в том смысле, что близок мастерам раннего Возрождения, он струится тонкими потоками, оживляя предметы. У Венецианова нет ярких цветов, поэтому редкие «выдающиеся» детали сразу обращают на себя внимание. Ученик художника Аполлон Мокрицкий писал, что в его живописи есть «печать запыленности», образы словно в легкой дымке. Они написаны очень мягко, что и делает столь возвышенными образы его крестьянских мадонн. То есть он пишет не цветом, а светом, и через него находит гармонию.

Тишина. Она пропитывает все сюжеты. В этом отражении спокойствия и любования природой открывается тайна искусства Венецианова, которая наполнена поэтикой обыденности, идиллией каждого дня. Особенность его школы в этом отсутствии драматизма, уходе от героических и «важных» сюжетов. За это Венецианова ругали критики, и после трагической смерти (он разбился, когда кони чего-то испугались и понесли кибитку) художника скоро забыли. Его ученики продолжали писать по-венециановски, но потом многие «ударились» в социальный реализм, подражая Брюллову и другим авторам «драматического стиля». Со смертью его последнего ученика Григория Сороки, крепостного крестьянина, который был не только последователем, но и другом, его искусство кануло в Лету. Вновь открыли мастера Дягилев и Бенуа, художники объединения «Мир искусства» были поражены тихой романтикой мастера и показали его работы в Париже, где они произвели фурор. Потом, в эпоху авангарда и соцреализма, — снова забвение. Заново открыли Венецианова на излете советской эпохи, но вскоре интерес поугас. А в наши дни случилось еще одно возвращение к творчеству мастера «русского сердца и души».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...