Срочные новости раздела
Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

— Это выставка построена по принципу избирательной субъективности, — рассказывает один из кураторов проекта Зельфира Трегулова. — Задача была — отразить все главные прорывные моменты в искусстве, а точкой отчета стал «Черный квадрат» Казимира Малевича. Эта выставка представляет отечественное искусство в контексте мирового, и это удалось сделать, опираясь на российские собрания. Она об огромном значении того, что российские художники сделали для развития искусства ХХ столетия. Здесь мы перекидываем мостики из пространства в пространство, от стены к стене. Мы хотели наполнить подземный этаж ГЭС-2 светом, жизнью, движением и вибрацией.

Выставка-размышление с архитектурной точки зрения создана как площадь, к которой сходятся улицы, обозначенные разными цветами и подзаголовками. Таким образом, согласно кураторской задумке, идеи Малевича выходят за пределы холста в пространство, как и мечтал художник. В прологе «Черный квадрат» встречается с «Черным морем» Ивана Айвазовского, которое маринист писал в мастерской, то есть руководствуясь воображением, а не натурой. «Черное море» минималистично и построено на геометрии, где белое небо сходится на горизонте с черным морем. Почти абстрактна и еще более лаконична другая работа из пролога — «Пейзаж. Степь» Архипа Куинджи. Здесь же можно найти «Тишину» Ольга Васильева, где черный плавно переходит в белый, и кубистический портрет коллекционера Амбруаза Воллара кисти Пабло Пикассо.

Малевич далеко шагнул в своем радикальном высказывании, но и до, и после него художники «нащупывали» другую плоскость искусства, где цель — не передать натуру как она есть, а создать настроение, идею, ощущение, поговорить о вечных вопросах мироустройства. Создатель «Черного квадрата» искал ответы в окружающем мире. «Разве солнце закатывается в силу соображений красоты, разве окрашивает лучами тучи в силу своего художественного соображения? Образование холмов, долин, обрывов, от которых в восторге человек, произошло скорее через перемещение весового различия, чем на законе красоты. Красоты, в которую хочет художник нарядить свое произведение, не существует», — писал в трактате «Мир как беспредметность».

Природа беспредметности раскрывается с разных точек зрения. На квадратной площади в центральном пространстве выставки можно найти прямой оммаж Казимиру Малевичу от Дмитрия Пригова, который в 1989 году сделал на газетах серию черных пятен, где читается имя создателя «Черного квадрата» или название его самого известного произведения. В ХХ веке вокруг иконы авангарда было много интерпретаций, игр и посвящений.

На выставке есть и работы современников Малевича. Например, полотна Александра Родченко, который на черной плоскости выделяет фигуры того же цвета, то есть лишь фактура подчеркивает их на фоне черной бездны. Или супрематическую живопись друга художника и сподвижника Ивана Клюна, ближайшего ученика Ильи Чашника, эскизы Эль Лисицкого, который под влиянием Малевича создал свои проуны — объемные версии «кирпичиков» новой визуальной системы. Но еще больше на выставке работ художников, которые жили позже, искали свой путь, но так или иначе опирались на идеи Малевича. Есть, например, минималистичная работа Михаила Рогинского — в виде куска красной стены с розеткой, кинетические скульптуры Вячеслава Колейчука, белые платья-инсталляции Татьяны Баданиной и фигура из кубиков, лежащая лицом в пол, классика современного британского искусства Энтони Гормли. Ореол влияния картины-манифеста, созданной Малевичем, куда шире, чем кажется.

Финальными аккордами выставки стали две пространственные инсталляции — «Метрополис» Владимира Селезнева, сложенный из мусора и во тьме превращающийся в чудесный светящийся город, и «Случай в музее» Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее», состоящий из нескольких залов, где реалистическую живопись можно смотреть среди тазиков, в которые звучно капает вода с потолка. Искусство вышло за рамки холста и вообще за любые рамки.

Авторский взгляд на тему показывает это через неочевидные сравнения и параллели. А главной среди них становится само пространство ГЭС-2, построенное на геометрии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...