Срочные новости раздела
В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

В основе выставки - военный цикл фотокорреспондента Георгия Петрусова, впервые экспонирующийся в столь полном объеме.  Он рассказывает о последних днях Второй мировой войны, взятии Берлина, возвращении к мирной жизни.  Уникальные снимки Петрусова дополнены работами его коллег Ивана Шагина и Аркадия Шайхета. 

Всего представлено более 100 фотографий, винтажные и поздние отпечатки из частной коллекции Алекса Лахманна. На них - уличные бои в Берлине, штурм Зееловских высот, колонны военнопленных, могилы немецких солдат с крестами из березы, первые дни мирной жизни разрушенного города.

Георгий Петрусов родился в Ростове-на-Дону, работал счетоводом. Фотографией он увлекся в 14 лет.  Переехав в 1924 году в Москву, Петрусов начал работать фотокорреспондентом в периодических изданиях «Металлист», «Рабочий-химик», «Труд», «Правда», «Огонек» и других, хотя нигде этому не учился.  Он ездил на большие стройки, снимал рабочих и крестьян, занимался репортажной съемкой, снимал в ателье. Этот опыт пригодился ему в годы войны, когда он стал военным корреспондентом. 

В Москве Петрусов познакомился с художником и фотографом Александром Родченко, который оценил его талант еще в 1930-е годы. Много лет они были близкими друзьями. Есть знаменитая фотография Родченко, на которой Петрусов фотографирует на Красной площади так, как это было свойственно эстетике авангарда.  

На выставке представлен коллаж, воспринимающийся как фотография с двойной экспозицией. На самом деле работа Петрусова состоит из двух фото. На одном – бегущие солдаты на Зееловских высотах, где советские войска понесли страшные потери, поскольку дан был приказ взять Берлин раньше союзников.  На втором – берлинский памятник кайзеру Вильгельму. Этот коллаж опять-таки отсылает к авангарду. 

Один из залов посвящен боям за Берлин. Маршал Советского Союза Василий Чуйков вспоминал, что в первых числах мая, когда уже стало известно, что Гитлер покончил с собой, начались переговоры по созданию немецкого правительства. Поверженная Германия рассчитывала на объединение с союзниками и подписание соглашения без участия СССР. Сопротивление в Берлине сохранялось до последних дней. Чуйков писал, что в городском бою противник часто появляется там, где его не ожидаешь, а бой в городе, да еще таком крупном, как Берлин, значительно сложнее, чем в полевых условиях. Тут многое зависит от инициативы младших командиров подразделений и каждого рядового. 

Многие участники берлинских сражений вспоминают тяжелые бои в метро без света. Немцы фанатично сражались за каждый подвал. Приводятся цитаты из воспоминаний о Берлине Василия Гроссмана. У него есть сборник под названием «Тиргартен», где он описывает берлинский зоопарк, представленный и на фотографии Ивана Шагина от 30 апреля 1945 года. Слон заходит в арку, и мы видим только его заднюю часть.  

Тем, кто погиб в последние дни войны, посвящен отдельный зал. В нем собраны подлинные письма участников берлинского сражения.  Они парят над посетителями и адресованы мамам, женам, возлюбленным. Прочитали их актеры Студии театрального искусства и «брусникинцы». Солдаты пишут о том, что скоро наступит мирное время, строят планы, но ждет их только гибель. 

Вот одно из писем: «Здравствуй, моя дорогая мама. Пока не писал тебе лишь пару дней, я успел очень многое посмотреть и многому порадоваться. Пишу тебе письмо из глубины Германии. Давно прошли Шпрее. Берлин остался почти сзади на севере. Идем вперед, и сердце радуется.  Я просто не знаю, как описать тебе сегодняшнюю жизнь, встречи да и все, чем мы сейчас живем…». Звучит также текст Ильи Эренбурга, вышедший 9 мая 1945 года и посвященный Победе, в исполнении одного из молодых актеров.  

В одном из залов воссоздали поднятие Знамени Победы над Рейхстагом, используя работы Евгения Халдея. Зритель сверху наблюдает за городом. Представлен также автопортрет Георгия Петрусова на фоне Рейхстага, сделанный в мае 1945 года.  Рядом фото   Лидии Руслановой, выступающей на его ступенях перед бойцами. 

Момент подписания Акта о капитуляции Германии снят Петрусовым сверху. Для этого он забрался на стул, и здесь чувствуется школа авангарда. И хотя исторические мгновения запечатлели многие фотографы из разных стран, такого ракурса как у Петрусова нет больше ни у кого.  

Он также сделал фантастический крупный план Георгия Жукова и фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, подписавшего Акт о капитуляции. Вскоре после этого он предстал перед военным трибуналом и в 1946-м был казнен. Кейтелю было тогда 64 года. У него было шестеро детей. Один из его сыновей скончался от полученного на фронте ранения в 1941-м. Два других тоже воевали на стороне Германии. Кейтель успел в тюрьме написать воспоминания, а он начинал солдатом Первой Мировой войны. Слов раскаяния у него нет. Его позиция такова: я – германский офицер и выполнял приказы. 

На экране – кадры из фильма «Берлин» Юлия Райзмана 1945-го. В него вошла хроника подписания Акта о капитуляции. Есть кадры, запечатлевшие военнопленных из Российского госархива кинофотодокументов. В ходе Берлинской операции их было около 480 тысяч.  На экране это бескрайнее колышущееся море. Уникальность Петрусова в том, что он снимал пленных и мирное немецкое население без превосходства и откровенной ненависти. А это не всем  удавалось.  

Несколько лет назад Берлинская галерея приобрела часть фотографий Петрусова, был издан сборник его работ. Для немцев это тоже бесценные документы времени, запечатлевшие Берлина 45-го. На одной из фотографий убитые лежат на тротуаре, и тут же отец несет маленькую дочку на руках.  

Первым советским комендантом послевоенного Берлина и начальником советского гарнизона был Николай Берзарин, погибший в автокатастрофе в июне 1945-го. Существует несколько версий трагедии и одна официальная, представленная Сталину. Именно Берзарин организовал снабжения Берлина продуктами, водой, предметами первой необходимости. Информация о том, как они распределялись, представлена на выставке.  

Приводится таблица за подписью Жукова с нормами снабжения разных категорий населения в граммах на одного человека.  Рабочим тяжелого труда и вредного производства полагалось 600 г хлеба, 400 г картофеля (служащим - только по 400 г хлеба и картофеля в день), 80 г крупы, 100 г мяса и 25 г сахара. В месячный рацион входили еще по 100 г натурального и суррогатного кофе, 20 г чая,  400 г соли.    

 Список потерь в ходе Берлинской стратегической наступательной операции (16.05 – 08.09.1945) впечатляет. В ней участвовали 1 906 200 человек.  Статистика потерь за 23 дня такова: безвозвратные - 78 291 человек, санитарные – 274 184, среднесуточные потери - 15 325 человек. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...