Срочные новости раздела
Что почитать о Великой Победе во время «длинных выходных»: «прагматичный» рейтинг «МК»

Что почитать о Великой Победе во время «длинных выходных»: «прагматичный» рейтинг «МК»

Пять минут: это много или мало

Меньше всего времени уходит на знакомство с поэзией; другое дело, что хорошее стихотворение – как обед в армейской столовой, во время которого солдатам говорят: «ешьте быстрей, распробуете потом».

Последующее распробывание – это то, ради чего пишется и читается хорошее стихотворение.

В случае с ВОВ стоит открыть для себя военную поэзию Бориса Пастернака. Если нет ни одной свободной минуты, прочтите только стихотворение «Преследование», созданное в 1944-м - в году, каждый наш боец стал преследователем и мстителем, когда для немцев пришлось время платить по счетам:

За след руки на мертвом личике

С кольцом на пальце безымянном

Должны нам заплатить обидчики

Сторицею и чистоганом.

А если вы готовы «копнуть клубже», найдите в томике избранной поэзии Бориса Леонидовича или в Интернете стихотворения «На ранних поездах», «Страшная сказка», «Смерть сапера», в которых отразились 1941 год и послевоенная боль Советской России.

«Вася Теркин – мой герой»

Вот честно – если вам поэзию читать легче и проще, чем прозу – хватайтесь двумя руками за поэму Твардовского «Василий Теркин». Конечно, строки «Переправа-переправа! Берег левый, берег правый» и «Нет, ребята, я не гордый/Я согласен на медаль» все знают со школьной скамьи. (А про некоторым успели набить оскомину). Но на «Теркина» нужно смотреть взрослыми глазами. В качестве примера приведу сцену ремонта старых часов, где на помощь бойцу приходят русский авось и смекалка:

Осмотрев часы детально, —

Все ж часы, а не пила, —

Мастер тихо и печально

Посвистел:

— Плохи дела…

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, — пошли!

Боюсь, из-за сленговых коннотаций, дающих повод «поржать», дети здесь вообще ничего не воспримут. Ирония, постирония и тончайший сарказм проймут мимо них. Но не мимо читателя зрелого возраста.

Это во-первых. А во-вторых – есть сиквел, поэма «Теркин на том свете». Правда, она не о войне с гитлеровцами, а о другом – но мыслит Василий Теркин именно как фронтовик, привыкший пользоваться полярными категориями добра и зла.

Плюс ироничны в равной степени как Твардовский, сравнивающий преисподнюю с метро, так и его герой.

Повторим: в расцвете лет,

В самой доброй силе

Ненароком на тот свет

Прибыл наш Василий.

Поглядит — светло, тепло,

Ходы-переходы —

Вроде станции метро,

Чуть пониже своды…

Одна глава поэмы – уже прекрасно. Найдете хотя бы час на «Василия Теркина» - считайте, что выходные прошли не зря. А если перечитаете поэму полностью – вы настоящий герой.

«Летят журавли»: первоисточник

Пожалуй, самая трудная моя читательская рекомендация – это совет обратиться к драме Виктора Розова «Вечно живые». Ее сюжет миллионам людей известен благодаря фильму Михаила Калатозова «Летят журавли».

Историю Бориса – добровольно ушедшего на фронт, как и сам Розов -возлюбленной Бориса Вероники (Белки), не пережившей «потери» любимого и вышедшей замуж за его брата, труса-уклониста, охотно ставят театры (в том числе в наши дни - Малый театр, Театр на Бронной, Свердловский театр драмы) как раз благодаря идеальной литературной основе.

На 40 страниц текста первоисточника придется потратить полдня, но объем не должен пугать: все-таки это пьеса, на каждой странице которой больше пробелов, чем букв.

Шолохов: лучшее, что было в советской литературе

Категорически советовать военную прозу Михаила Шолохова меня побудила не только табличка в холле редакции «Московского комсомольца», сообщающая, что будущий Нобелевский лауреат работал в нашей газете. Нет, совсем не это, а совершенный, непридавленный установками «социалистического реализма» язык произведений крупнейшего прозаика СССР.

Экранизация шолоховской «Судьбы человека» 1959 года - вещь величайшая, не зря же запрос «папка я знал что ты меня найдешь из какого фильма» в поисковиках остается одним из самых популярных.

При этом киношедевр Сергея Бондарчука одновременно показывает и говорит вслух, проговоривает текст рассказа. Закадровый голос Бондарчука (Андрея Соколова) в фильме – это дословные цитаты из Шолохова, несколько сокращенные:

- Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось… Приехал я в свою часть сам не свой. Но тут вскорости меня демобилизовали. Куда идти? Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный еще зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск…

Слова Вани – тоже переданы точно:

- Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете…

Так что книга (по объему небольшая, на час примерно) даст вам ощущение давно знакомого и узнаваемого, как запах сирени, растущей во дворе родной школы или скрип калитки бабушкиного дома.

А если после «Судьбы человека» человека душа потребует бóльшего – смело беритесь за роман «Они сражались за Родину». Правда, в нем 420 страниц. Но за день даже с паузами на кофе и прогулку их можно «одолеть», вписав в перечень личных побед эту великую книгу о великой войне.

Классика из спецхрана

Повесть участника ВОВ Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», напечатанная в журнале «Знамя», получившая Сталинскую премию, а после отъезда автора за границу – негласно запрещенная и изъятая из библиотечных фондов, еще одно образцовое произведение о войне.

Во многом вкладывая пережитое лично в историю лейтенанта-сапера Юрия Керженцева, глазами которого мы видим отступление от Харькова за Дон, а потом бои в Сталинграде и сражения за высоту Мамаев-Курган, Некрасов вкладывает в уста героев ответ на насущные вопросы в духе «зачем России Донбасс?»:

- Украины и Кубани нет — нет хлеба. Донбасса нет — нет угля. Баку отрезан, Днепрострой разрушен, тысячи заводов в руках немцев. Какие перспективы? Экономика сейчас — это все. Армия должна быть обута, одета, накормлена, снабжена боеприпасами. Я не говорю уже о мирном населении. Не говорю о том, что добрых пятидесяти миллионов, находящихся под сапогом у фашистов, мы недосчитываемся. В силах ли мы все это преодолеть? По-вашему, в силах?

— В силах… В прошлом году еще хуже было. Немцы до Москвы дошли, и все-таки отогнали…

Кстати, еще один роман, изданный в литературном журнале, то есть миллионный тиражом, а потом перемещенный в сцецхран (из-за бегства автора из СССР) – это прицельно бьющая по антисемитизму и фашизму документальная книга Анатолия Кузнецова «Бабий яр». В годы перестройки полный текст романа вернулся к читателю, но вариант, опубликованный в «Юности» в 1966-м – более лаконичный и емкий, избавленный от излишней политизации фронтовых тем. Так что рекомендую читателям «МК» скачать в Сети PDF или иную фотокопийную версию именно архивных номеров журнала. Это лучший подарок самому себе на День Победы!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...