- Ирина Николаевна, мы знаем, что перед войной Матрона Московская жила в Сергиевом Посаде и в Москве по нескольким адресам, в том числе в фанерном флигеле в Сокольниках и в доме по адресу Староконюшенный переулок, 30. Известны ли другие ее места пребывания в столице?
- Адресов на самом деле было очень много. Когда она в 1925 году переехала в Москву, то провела первые два года у землячки Жаворонковой. Муж Жаворонковой был священником, храм, где он служил, в 1927 году закрыли, а настоятеля, видимо, арестовали…
С 1927 года Матроне пришлось скитаться по домам земляков и родственников. Непосредственно перед войной она проживала у племянницы в районе Таганки (в Вишняковском переулке).
У святой не было прописки, что по тем временам было наказуемо. Учитывая, что к ней за духовной помощью каждый день шли десятки людей, арестовать Матронушку могли в любой момент. Так что переезды были постоянными и неожиданными для окружающих. И обычно происходили накануне прихода за ней милиции.
- Более или менее постоянным местом жительства святой, получается, стал дом Зинаиды Ждановой?
- Да, она забрала ее в 1942 году из фанерного домика в Сокольниках (где, по свидетельству Ждановой, было так холодно, что волосы Матроны примерзали к стене) в свой дом в Староконюшенном переулке. Там святая оставалась до 1950 года, когда сама Жданова была арестована (за участие в «церковно-монархической группе», - И.В.). После этого Матрона боялась оставаться в центре Москвы, старалась селиться на окраинах.
- Знаю, что дом в Староконюшенном переулке не уцелел, но, может быть, на новопостроенном здании есть табличка, что здесь жила в такие-то годы святая Матрона?
- Таких табличек нигде в Москве, насколько мне известно, нет.
- В своей книге вы подробно останавливаетесь на военном отрезке биографии Матроны Московской, продлившемся с 1941 года не до 1945, а до ее смерти в 52-м году (так как после Победы духовная помощь понадобилась жертвам войны).
- Военный отрезок нужно начинать с 1940 года. Уже тогда всех, к ней приходивших, Матрона предупреждала о скором начале великой, страшной войны.
В книге я описываю случаи, когда Матронушка советовала обратившимся к ней верующим взять отпуск пораньше, а не летом 1941 года, поехать в санаторий сейчас, а не позже, обратиться к врачам, пока есть такая возможность. Ничего не откладывать на потом.
- Будущее ей явственно было открыто?
- Да, например, за год до нападения фашистов она знала, что, несмотря на все трудности, наш народ победит.
Но в предостережение, что война начнется, даже самым близким, понимавшим, что с ними рядом живет блаженная, что предсказанное ею столько раз находило подтверждение, все равно было поверить трудно.
Поэтому с 22 июня 1941 года они, как и другие жители Москвы, пребывали в панике: враг наступал, существовало опасение, что столицу оставят. Но Матрона знала и повторяла: «В Москву немец не войдет». И отговаривала от отъезда родственников, считавших, что в родной деревне, вдали от фронта, им будет спокойнее.
- И она оказалась права?
- От Москвы враг был отброшен и со временем город стал одним из самых относительно спокойных мест. А село Себино захватили оккупанты, практически полностью сожгли (из 150 домов уцелело 30). Карательный отряд согнал жителей в большой подвал, намереваясь сжечь. И только неожиданный отход немцев спас людей от страшной участи. Обо всем этом святая Матрона знала, причем Тула, как она и предсказывала, захвачена не была.
- То есть Матроне на самом деле было открыто гораздо больше, чем простому человеку?
- Она никогда не ошибалась в ситуациях, когда женщины ушедших на фронт мужей узнавали у нее об их судьбе. Зинаида Жданова вспоминала: у ее мамы была подруга, трижды получавшая извещение о смерти мужа. Вы эту историю наверняка слышали: Матронушка повторяла ей: «жив, придет на «Казанскую»! Постучит в окошко…». Так и случилось – Тимофей Федорович Хиров в 1947 году вернулся в названный Матроной день. Подобные случаи приводят Александра Антоновна Гуськова и дочь старосты Себинской церкви Анна Филипповна Выборнова. Бойцы возвращались домой часто много позже 1945 года, но возвращались, если Матрона говорила молиться о здравии, а не об упокоении пропавших без вести.
- Занималиcь ли вы в процессе работы над книгой неким «фактчеккингом»? Проверяли ли, например, по базе «Память народа» сведения о Тимофее Федоровиче? Встречались ли с его потомками?
- В мои задачи это не входило, я занималась систематизацией доступных сведений о Матроне Московской. В Синодальной библиотеке я обнаружила более ста книг, часто повторявших одна другую. И увидела, что многие восходят к «Сказанию о житии блаженной старицы, матушки Mатроны», изданному в Коломне Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем в 1993 году.
- Это как раз та книга, которую, как утверждается, Зинаида Жданова никак не могла написать в столь преклонном возрасте – в 93-м году ей было 76 лет!
- Зинаида Владимировна собирала воспоминания о Матроне Московской в течение 30 лет по возвращению из мест заключения (то есть с 1959 года, когда она со вторым мужем вернулась из Магадана в Москву, - И.В.). К тому же она указана как автор-составитель этого сборника, а не как автор.
Но главная проблема, что в «Сказании о житии…» отсутствует хронология, так что и оно, и более поздние книги превращались в «лоскутные одеяла». Мне же поручили сделать последовательное жизнеописание, уточнив некоторые факты по архивным документам и восполнив пробелы.
И я вам скажу, что помимо собственно записей Ждановой, в «Житии» есть несколько составляющих: записи, сделанные Антониной Малаховой, ухаживавшей за Матроной несколько лет, а потом фиксировавшей рассказы приходивших на могилу Матроны людей.
И результаты поездки в Себино настоятельницы монастыря в Коломне с сестрами, которые опросили земляков праведницы.
И не будем забывать, что когда в 1998 году обрели мощи Матроны Московской на Даниловском кладбище и был запущен по поручению патриарха Алексия II процесс ее канонизации, он включал строжайшее документальное подтверждение чудес. И новое житие составляла экспертная комиссия, состоявшая в том числе из историков.
- Вы цитируете в книге историю генерала, который привез к Матроне Московской 18-летнюю сумасшедшую дочь, лаявшую по-собачьи. Девушка во время молитв святой упала на пол, извивалась и кружилась, а очнувшись, полностью исцелилась от душевного недуга – все это крайне напоминает кульминационную сцену фильма «Остров» Павла Лунгина.
- Думаю, сценарист сюжетную основу позаимствовал из жития Матроны Московской. Как минимум вдохновлялся им.
- Известна ли фамилия упомянутого генерала?
- Нет, в воспоминаниях она не указывается.
- Мы знаем, что святая Матрона не принимала советскую власть как безбожную и при этом горячо молилась за победу СССР над фашисткой Германией? Нет ли здесь некоего диссонанса?
- Россия, в каком бы виде она не существовала, для Матроны оставалась Отечеством, она неустанно молилась за наших воинов (за всех, а не исключительно за кого просили молиться их родственники) и желала нашему народу победы. Говорила, что невидимо бывает на фронтах. Как – объяснить сложно, потому что о духовной жизни святые особо не распространяются.
Но я ни на минуту не сомневаюсь, что Матрона обеспечивала – позволим себе это канцелярское слово – Победу с духовной стороны.
- Как она называла государство, в котором жила? СССР? РСФСР? Россия? Русь?
- Она говорила: наша страна. Я много лет занимаюсь историей христианских святых, и поняла, что для них мир не делится на политические составляющие, граница проходит не между странами, а между праведностью и грехом, между материальным и духовным. Приведу в качестве примера тщательно изученный мною дневник и письма игуменьи одного из разгромленных в богоборческие времена монастырей. Так вот в них нет ни одной фамилии советского руководителя, названий органов власти. На уровне праведника существует взгляд только со стороны Бога.
- Миф о встрече Сталина и Матроны Московской лично я считают произведением военного фольклора, по многим признакам это что-то типа былички или бывальщины. Но многие верят, что вождь ходил к Матронушке за благословением, даже рисуют их вместе на полях икон.
- Каждый раз, выступая по телевидению или давая интервью печатной прессе, я прошу не спрашивать меня о встрече Сталина и Матроны Московской. Давайте один раз окончательно и бесповоротно решим: такого не было.
- В начале фильма «Мария. Спасти Москву» показана очередь к Матроне Московской, тянущаяся вдоль лестницы двухэтажного дома. Таким ли был реальный двухэтажный дом в Староконюшенном переулке?
- Сцена посещения главной героиней Матроны Московской – чистейшая выдумка. Какие очереди? К Матроне приходили по сорок человек в день, но это был избранный закрытый круг верующих людей, знакомые знакомых, прихожане храмов, а не случайные люди. Повторюсь, жить без прописки строжайше запрещалось. Матрона пряталась! Она бы никогда не стала так себя выдавать. К тому же, в сцене знакомства Матрона целует руку (!) дерзко говорящей женщине (младшему лейтенанту НКВД Марии Петровой, - И.В.), заявляющей, что она не верует в Бога. Печально, что те, кто не имеет ни малейшего представления о блаженной Матроне, используют ее образ. Говорить неправду о святом – это очень страшно.
- Сложно понять логику людей, считающих, что в Иосифе Виссарионовиче в 1941-м проснулась вера и он разглядел в Матроне заступницу и духовную советчицу. Но уже в 50-м на столе следователей появились папки доносов на Матрону и ее ближайшее окружение и произошел «разгром». Где же была вера? Она «уснула»?
- Я бы вообще не пыталась анализировать легенду и говорить о ней как о реальном событии. Опустим тот момент, что подтверждение реальности встречи нигде не обнаружены. Посмотрим на «свидетельства». К Ждановой, насколько я могу судить, первое поступило от Антонины Малаховой. История «о дяде Никите Ермакове, работавшем во время войны в Кремле, подвозившем продукты» не выдерживает никакой критики. «Сталин готовился к выезду из Москвы. Мой дядя сумел к нему подойти и сказать, что есть такая блаженная мать Матрона, прозорливая, которая может сказать Вам, как поступить: уезжать или нет. И дал адрес. К ней он приезжал, она сказала: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Вы себе представляете, КАК во время войны охраняли Сталина! Мог ли к нему подойти кто-то и завести разговор по собственной инициативе? Хорошо, допустим, Сталин поверил и поехал. Откуда экспедитор знает результат «встречи»? Он что, стал постоянным гостем в Кремле, завел дружбу с вождем всех народов?
Второе «доказательство» сражает указанным источником: «люди рассказывают». Москвичка Прасковья Сергеевна Аносова утверждала, что Сталину Матрона не велела уезжать из Москвы, похлопала по правому плечу и сказала: «Красный петух победит». Значительные разночтения в «сказанном» должны как минимум заставить усомниться в правдивости.
- А меня разночтения окончательно убеждают, что мы имеет дело с фольклором, которому свойственна вариативность: даже один и тот же рассказчик одну и ту же сказку или байку воспроизводит каждый раз немного иначе.
Но давайте выясним еще, почему вы ничего не сказали в томе ЖЗЛ об облете крупных городов СССР с православными иконами, о небесных «крестных ходах»? Это тоже миф?
- Не сказала, потому что к Матроне Московской они не имеют никакого отношения. Но облеты были.
Мария Георгиевна Жукова, с которой я была знакома, подтвердила, что облеты происходили с подачи Маршала Победы, который был верующим человеком.
И тогда были люди, понимавшие, что для любой Победы нужна помощь Божья. Наши праведники окормляли русский народ, что доказывают постоянные явления святых на фронте.