Срочные новости раздела
Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?

В группу застройщиков, как сообщается в театральной программке, вошли: прораб Кирилл Люкевич, он же режиссер, конструктор Настасья Федорова – драматург, адаптировавшая рассказы Аллы Горбуновой, архитекторы, то бишь сценографы и художники по костюмам, Мария Лукка и Александр Мохов. За городскую систему видеонаблюдения отвечал застройщик Антон Русаков, благодаря которому мы наблюдали за игрой в куклы на экране.  

В «инсталляционную интерактивную игру в город и горожан» с нами сыграл режиссер Кирилл Люкевич, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», премии «Прорыв», специалист в области сайт-специфичного театра, а также главный режиссер и сооснователь «Самого маленького театра Блоха» в Санкт-Петербурге. У него завидный послужной список и слава экспериментатора.

Кирилл Люкевич ставил спектакли в Александринке, театре на Литейном, пермском Театре-Театре, да много где. И что интересно – был ассистентом режиссера у Андрея Могучего на «Холопах» в БДТ, одного из самых мощных спектаклей последнего времени.

Худо-бедно в «Практике» нам объяснили, что есть вещи, сделанные из вещества, а есть вещи, сделанные из ума, - ущи. Об этом написала в своем первом сборнике рассказов «Вещи и ущи» Алла Горбунова, выпускница философского факультета, лауреат премий Андрея Белого, «Дебют» и «НОС», поэт и писатель, чьи произведения переведены на 18 языков. Инсценировала ее рассказы драматург Настасья Федорова, выпускница Санкт-Петербургского института кино и телевидения, мастерской уникального театрального автора Натальи Скороход. В общем, список регалии «застройщиков» впечатляет - лучшие люди поколения. Что же у них получилось? 

Зрители заходят в зал, в центре которого установлен макет современного микрорайона где-то на окраине Москвы, современного и однообразного, в котором скучно жить. Сценографы Мария Лукка и Александр Мохов, ученики Эдуарда Кочергина («Золотая маска» и «Золотой софит»), имеющие опыт работы в разных странах, а на родине с Григорием Козловым, Петром Шерешевским, Юрием Бутусовым, Анатолием Правдиным, Явором Гырдевым, создали то лучшее, что есть в этом спектакле  - макет. 

Со времен рязановской «Иронии судьбы» мало что изменилось в градостроительстве. Подобные многоэтажки, копии которых мы видим, заполнили Москву и Петербург. Но тут они даже симпатичные, с загорающимися окнами, а рядом - дороги, трамвай, лихо мчащийся по рельсам. Все, как в детской игре, какой-нибудь игрушечной железной дороге. Макет можно рассматривать до тех пор, пока не появятся четыре актера.

Они займут свои места около него. Один из них извинится за то, что нам предстоит в основном созерцать его спину. И начнется понарошечная жизнь района Г. Вот и гадай, что означает его название.

Шёл N по улице, дошёл до перекрёстка… На следующий день вечером N опять вышел на улицу, дошёл до перекрёстка... На кого-то весенними вечерами нападал бред бытия… Такие они, герои Аллы Горбуновой. У каждого из них своя история. Дополняют их своими рассуждениями и воспоминаниями о собственной жизни участники спектакля. 

Одна из актриса вспоминает, где она раньше жила, пока не переехала в район получше. Все тут «дети окраин» с нестройной речью, памятью о прежней жизни в других городах. В руках у актеров пульт. Нажмешь кнопку – раздастся какой-нибудь звук, лай собаки, что угодно и на все случаи жизни.

Актеры постоянно снимают на камеру друг друга и краешком зрителей, макет, увеличивая его детали, игрушечные фигурки горожан во главе с той, что символизирует саму Анну Горбунову. Кто-то достает чипсы и ест. Повезет кому-то из зрителей – их тоже угостят. Все время что-то происходит и в тоже время ничего не происходит. Идет своим чередом вялотекущая жизнь. 

И проживают ее мужчина с велосипедом, женщина с сумкой, критик искусства N, который пишет в соцсетях всякую муть, удостаиваясь за нее не более сорока лайков и ни одного предложения работы. Еще есть Мишенька Наоборот, который делает все наоборот из вредности, некая Козбкина и просто Мужик, а также школьный учитель, некий Аркадий Львович и кот Барсик.

Отдельно значатся жители города, играющие жителей города - Саша Никитина, Ясмина Омерович, Александр Шадрин и Никита Юськов, с которым уже доводилось повстречаться на проселочной дороге в Ясной Поляне, где он участвовал в летнем действе по Толстому. Друг друга «жители города» называют своими реальными именами. Все они - симпатичные и молодые люди, а разговор почему-то не клеится. Какая-то пустота.  

Они говорят от лица героев Аллы Горбуновой, но и от первого лица, про свой опыт и мелкие проблемы из серии, как заплатить за квартиру. Поддерживать разговор с ними не хочется.

Зрители иногда отвечают на адресованные им вопросы: «Кто живет в Москве?», «Кто коренной москвич?» Интересно, что на дипломном спектакле в ГИТИСе юная актриса тоже обращается к залу, спрашивает, кто откуда приехал. Выясняется, что есть гости из Саратова и Беларуси, но эта информация ничего не добавляет.

Речь у героев района Г. странная, далеко не литературная. В слово «пунцовый» ударение делается на первый слог и получается что-то почти метафизическое.      

Кирилл Люкевич обосновывает выбор литературного материала так: «Тексты Аллы Горбуновой совмещают в себе иронию и нежность по отношению к людям, понимание нелепой и недолговечной красоты нашего мира. Её рассказы написаны современным языком и касаются проблем и переживаний, которые понятны каждому, этим они сразу цепляют. Сборник «Вещи и ущи» — это истории десятка разных персонажей, и нам хотелось дать голос каждому, наделить его собственной историей. Так родилась идея создать на сцене инсталляцию с крошечными фигурками: узнаваемый густонаселенный городок, в котором все живут вместе, но при этом каждый тотально одинок. Об этом одиночестве расскажут артисты: свидетели, авторы или проводники в миры маленьких людей».

Идея хороша, но вылилась в какую-то пустоту. Возможно, в этом и соль. Раз удалось так много сказать о поколении, фактически не сказав ничего.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...

Альбом с несколько несуразным для рок-группы названием («Заставь их смеяться, Заставь их плакать, Заставь их ждать») имеет, однако, амбициозную цель — напомнить «о непреходящем наследии группы».
подробнее...