Срочные новости раздела
Томик Пушкина в солдатском вещмешке и подлинник «Катюши» Исаковского

Томик Пушкина в солдатском вещмешке и подлинник «Катюши» Исаковского

Столичный Государственный музей А.С.Пушкина после «гостевой» выставки о спасении культурных ценностей Ленинграда в условиях блокады, о которой писал «МК», в формате «онлайн» представил «Пушкинские издания времен Великой Отечественной войны». Оказалось, что, несмотря на нападение сильного и жестокого врага, в 1941 году в серии «Школьная библиотека» вышли в свет «Цыганы»/«Медный всадник», в 1942 году в Москве и Ленинграде издали избранную поэзию, в 1943-м «Детгиз» выпустил тираж «Повестей Белкина», и, наконец, в 1944-м вышел роман в стихах «Евгений Онегин». Причем эти книги как духовная подпитка нужны были не только мирным гражданам и жителям тыла. Крайне востребованными томики небольшого формата стали в войсках. Они оказывались в солдатских вещмешках вместе с сухпайками и были таким образом приравнены нашими бойцами по ценности к хлебу и запасу патронов.  

Такие же компактные, размером чуть больше пачки сигарет или современного смартфона, сборники духоподъемной фронтовой поэзии и песни показали и в ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

Речь о «карманных» изданиях «Василия Тёркина», «Ленинградского дневника» Ольги Берггольц, «Отечества героев» Светлова, фронтовой поэме Исаковского «Сын артиллериста», «Стихах о войне» Ильи Эренбурга и других шедеврах, рожденных страшными и великими событиями 1941-1945 годов.

Куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ Олег Николаев пояснил, что поэзия о войне, помимо издания отдельной книгой, могла стать песней, частью агитплаката (на которых печатали двустишия, четверостишия и объемные поэтические произведения, зачастую в сопровождении картинок, то есть в виде советского «комикса»). Также стихи могли быть прочитаны автором по радио (нередко до официальной публикации), перед солдатами на фронте или в госпитале. Но даже самая тиражная по тем временам форма существования стихотворения - публикация в газете – не могла сравниться с уходом созданного конкретным человеком произведения в «народ», когда его переписывали в тысячах фронтовых альбомов, цитировали в миллионах писем с фронта. И даже переделывали по законам народного творчества, которое не знает автора и окончательной редакции.

Чтобы у посетителей наворачивались слезы, музею не обязательно экспонировать фотографии сожженных деревень, или горы тел замученных фашистами мирных граждан. «Звуковую волну» ВОВ можно ощутить иначе - через пожелтевшую вырезку из «Красноармейской правды» с первыми главами «Тёркина» или газетную страничку с «Рассказом танкиста» Твардовского:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить…

Или увидев в стеклянной витрине подлинник автографа «Катюши» Михаила Исаковского или акварель «Возращение с войны» Кустодиева 1944 года (!). На ней советский солдат, потерявший ногу, опираясь на костыли, идет к родному дому.

Напомнил Гослитмузей и о своей исторической миссии – работе по сбору фольклора, в результате которой были записаны и систематизированы 650 народных песен, почти тысяча частушек, свыше семисот солдатских «самодеятельных» стихотворений.

В завершении приведем полукомичный случай. Оказывается, в 1942-м году Твардовскому написал настоящий Тёркин, артиллерист, командир взвода, сражавшийся с захватчиками на Западном фронте. Но только звали его Виктор Васильевич, и чтобы привести поэму в соответствие с реальностью, боец просил «переименовать» Василия в Виктора. Такая «обратная связь» с читателями ни одному нынешнему стихотворцу даже не снилась.

Кстати, база «Память народа» по запросу «Виктор Васильевич Теркин» выдает почти шестьсот результатов. Нашлись и сотни Василиев Тёркиных: рядовые, сержанты, награжденные медалями и орденами, получившие ранение…. Но именно Василий Иванович Тёркин (такое отчество упоминается в поэме) оказался всего один. 1903 года. Рядовой. Работник завода №562 был разбронирован и призван в Москве, но потом, судя по всему, признан негодным к службе.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...