Срочные новости раздела
Как звучит Победа: в Музее музыки открылась выставка «Этот день мы приближали…»

Как звучит Победа: в Музее музыки открылась выставка «Этот день мы приближали…»

На открытии выставки директор Музея музыки Михаил Брызгалов вдруг начал крутить рычаг на каком-то аппарате, раздался страшный гул — сразу захотелось убежать и спрятаться. Так тревожно зазвучал аппарат «Сигнал воздушной тревоги», настоящий. Ощущение, что тебя ударили током, здесь возникнет еще не раз. О том, какую роль музыканты сыграли в том, чтобы приблизить долгожданный День Победы, здесь рассказали со всевозможных ракурсов. За каждым экспонатом, документом, фотографией стоит история подвига, героизма, самоотверженности. Все здесь свидетельствует о том, что даже в самые трудные для страны времена искусство — и музыка в частности — продолжают жить.

Фотографии консерваторцев — молодые преподаватели, начинающие композиторы, пианисты. Среди них на фотографии красавец Абрам Борисович Дьяков, пианист и профессор Московской консерватории. Как у многих музыкантов, у него была бронь. Ему бы эвакуироваться, тем более есть возможность профессионального роста: Абраму Борисовичу предложили возглавить Свердловскую консерваторию. 5 июля 1941 года Дьяков возглавил, но не учебное заведение, а отряд из 250 консерваторцев. Все вместе они записались в ряды народного ополчения. Вернуться с войны Абраму Борисовичу не было суждено. Он трагически погиб в фашистском плену: «Если понадобится моя жизнь, то я без промедления отдам ее. Я не могу сейчас жить иначе, как слившись с множеством тех, кто жертвует жизнью своей на фронте». Так говорил музыкант.

Авторская партитура «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Ее историю создания знают многие, как композитор начал сочинение в блокадном Ленинграде, как закончил его в эвакуации. История ее премьеры тоже знакома большинству, когда 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии, как героическая музыка прозвучала по радио. Но чего стоило это исполнение музыкантам?

Особый подвиг совершил дирижер Карл Элиасберг. В мае 1942 года ему присылают партитуру. На репетиции три месяца. Но едва взглянув на ноты, стало ясно: требуется расширенный состав симфонического оркестра. Где взять такое количество музыкантов в городе, который с трудом пережил минувшую зиму? От голода продолжали умирать… Требовалось 100 музыкантов, с трудом набрали 15 человек. Пришел 77-летний валторнист, который выступал еще с Чайковским и Глазуновым — нашел в себе силы. Но этого было недостаточно. Более того, каждая репетиция превращалась в подвиг. Среди экспонатов, посвященных блокадному Ленинграду здесь — кофр (футляр) для тромбона. Его можно попробовать приподнять. Внутри нет инструмента, но ноша и без него тяжела даже нам, сытым и отдохнувшим. Каково же было музыкантам тогда, в блокаду? Когда на репетицию нужно было донести свой инструмент, выстоять с ним, играя несколько часов? И все это при том, что суточная норма хлеба 250 грамм для рабочих и 125 для остальных? Недостающих музыкантов забрали с фронта, многих пришлось откармливать, чтобы у них были силы работать.

Работа фронтовых музыкальных бригад тоже непростая. Привычной сцены не было. Вместо нее «эстрадой» работал грузовик с откинутым бортом. Об этом свидетельствует фото певицы Лидии Руслановой, сделанное во время одного из таких концертов для фронтовиков. Трогательно, что сами слушатели и солдаты поддерживали артистов, как могли. Скрипачка Галина Баринова выступала как на передовой, так и в госпиталях. Обычно она выходила на сцену в платьях с коротким рукавом, подчеркивая изящные и красивые руки, но ее платье, представленное на выставке, не такое. Оно совсем не характерно для исполнительницы. Выступая в том числе и в суровую зиму, ей пришлось отказаться от привычного сценического амплуа. Бойцы на скорую руку сшили ей новый концертный наряд из гардины, рукава на нем были длинные — специально, чтобы она не замерзла.

О героизме коллег-музыкантов вспомнил композитор Владислав Агафонников, принявший участие в открытии выставки. Он рассказал историю, как знаменитый музыкант Виссарион Шебалин. В начале войны он был в Минске, куда приехал на государственные экзамены. Последний поезд ушел в Москву без него, до столицы пришлось добираться пешком:

«Он нес с собой в руках один только портфель, где были все ведомости госэкзамена. Многие из тех ребят погибли, но тем, кто остался в живых, вручили дипломы уже после окончания войны», — делится Владислав Германович.

Особенные разделы экспозиции посвящены жизни Музея музыки в военные годы, когда в его стенах остались единичные сотрудники. Также есть и «мост» в современность — сегодня музыканты тоже не остаются в стороне. Как и в Великую Отечественную войну, музыка на передовой и на новых территориях звучит для наших военных и сегодня, поддерживая их боевой дух, о чем свидетельствуют афиши концертов в Донбассе.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...