Срочные новости раздела
Механизмы манипуляции исследовали на фестивале Навруз

Механизмы манипуляции исследовали на фестивале Навруз

Частный Театр Исламской Республики Иран из небольшого города Божнур на северо-востоке страны, имеющий, впрочем, государственную поддержку, играет свой спектакль на сцене Государственного академического  театра им. Абулкосима Лохути. Его открыли в 1929 году, и архитектурным обликом здание соответствует своему времени: ярко зелёное с белыми колоннами оно напоминает, скорее, небольшой Дом культуры. Именно здесь начинался таджикский театр. 

«Этикет охоты на лис» играют прямо на сцене, выделив для себя совсем небольшое пространство и ограничив его с трёх сторон рядами. Вся декорация - небольшой кованый сундук по центру, вокруг которого, а также на нем, разворачивается страшноватая в своём глубинном психологизме история. Современная пьеса Ибрагима Адель Ниа, написанная три года назад, построена на реальной история  династии Мухаммед-хан Каджара, правящей в Иране и известного как шестой хан Эриванского ханства (1784—1805/1806), участник русско-персидских войн. 

Но не о его военных подвигах и славе этот спектакль. Шах показан как искусный манипулятор, который играет преданными ему людьми, как игрушками, превращая их в бесполых, безвольных существ.

Спектакль играли на фарси без синхронного перевода и бегущей строки. И если таджикскому зрителю язык этот понятен, поскольку входит в одну языковую группу, то остальным, легкомысленно не ознакомившимся с синопсисом, приходилось туговато. Но в том то и дело, что даже без перевода игра актёров удивительным образом передавала пусть не буквально, но суть истории, переведённую в притчу.

Выразителен был внешний облик каждого (Хекмат Ширдел, Эшан Камали) из персонажей: один из подданных шаха коряв в движениях, с бельмом на глазу, другой с голосом кастрата, звучавшем на одной ноте, оба без признаков растительности на голове. Между ними происходит непрерывный диалог - острый, нервный, но никто не срывается на крик, хотя понятно, что оба на пределе, в многолетних претензиях друг к другу и к тому, кто стоит неизменно над ними. И пока этот третий не появится, они меряются силой в словесной перепалке. Но как только войдёт шах, чей костюм по борту оторочен золотным шитьем, и то, как произнесёт первые фразы, странная пара превратится в тварей дрожащих, теряющих остатки человеческого облика. Шаха играет женщина -  великолепная Азада Хайдарзаде, 

Режиссёр спектакля Мохаммед Шакери выстроил действие буквально на пятачке. В мизансценах читалось что-то из Шекспира, вроде сцены «Мышеловки» из «Гамлета», где актёры гротесково изображали жизнь царя. И точно также персонажи иранской пьесы тоже принимались изображать шаха, который в их мечтах боялся их.  

Но в отличие от шекспировских комедиантов приближенные шаха заигрались настолько, что один зарезал товарища по дворцовому несчастью, после чего сошёл с ума и свёл счёты с жизнью. Моральный террор страшнее физического, ничем не контролируемая власть уродует людей и мир - так утверждали актёры и постановочная команда иранского театра. Великолепная игра актёров и продолжительность спектакля не более часа искупала мрачность темы.

После спектакля мне удалось поговорить с постановщиками  спектакля. 

Что сегодня происходит в иранском театре? О нем в России меньше известно, чем об иранском кино.

В данный момент театр Ирана активно развивается, и по технологиям, и по содержанию  не уступает западным театрам. На сегодняшний день в Тегеране каждый вечер играют 147 спектаклей. Театров много, спектакли играются во всех жанрах.

Где готовят иранских актеров? По какой школе они учатся?

В институте кинематографии и театра, который у нас работает в Тегеране и в других городах. Самые лучшие актёры, которые работают сегодня у нас в кино, вышли из театра.

Известно, что театр Ирана имеет очень много табу, многое в нем запрещено для женщин. Например, показывать обнаженное тело, даже часть его. Это сохраняется до сих пор?

Запрета как такового нет. Есть запреты, но в рамках ислама, не более того. Вы же видели в спектакле, который мы показывали, что женщина выходит в образе мужчины. 

И все-таки, чего категорически нельзя на иранской сцене?

Что касается Ислама, там как такового запрета нет, но есть уважение к религии. То есть актёры сами не могут себе позволить лишнего. И обнажаться нельзя прежде всего из-за уважения к религии. 

За счёт чего происходит такой подъем иранского театра?

Иранцы - самый читающий  народ: если где то в мире выходит новая книга, она чуть ли не на следующий день переводится в Иране, издаётся, и распространяется. То же самое касается и театра: зритель и к себе требовательный, и к актёрам требовательный. Поэтому в стране очень развито театральное сообщество, много внутренних театральных фестивалей наряду с большим международным фестивалем Фаджр, он охватывает все сферы - кино, театр,  музыку. Там оценивается даже работа художников, которые оформляют театральные афиши, программки. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...