Срочные новости раздела
Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Если бы она родилась на сто лет раньше она была бы суфражисткой. Если бы Татьяна Михайловна жила и работала сейчас, ее бы признали иконой феминизма. Но Татьяна Лиознова была подлинной дочерью своей эпохи — ее называли «железной леди советского кино». Режиссер говорила, что ее детьми стали ее фильмы.

Экспозицию «Мгновения Татьяны Лиозновой» (Андрей Райкина) поделили на части, посвященные кинокартинам. Всего в фильмографии их восемь: «Рано утром», «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы нижеподписавшиеся» и «Конец света с последующим симпозиумом».

Но выставка начинается не с фильмов, а с признания — да, Нина Соломатина из «Карнавала» все-таки стала успешной артисткой. Знаменитая сцена: вот Ирина Муравьева поет песню «Спасибо, жизнь», вот за ее выступлением следит полный зрительный зал, а вот в это кресло вы можете присесть. И понять, насколько стихи Роберта Рождественского:

   Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою…

перекликаются с миропониманием Татьяны Лиозновой.

Первый зал посвящен атмосфере ранних фильмов: дебюту «Память сердца» по воспоминаниям английского летчика Ральфа Чедвика, в котором главную роль исполнила жена ее мастера Сергея Герасимова Тамара Макарова; полнометражной саге о семейной любви «Евдокия», фильму о дружбе советских летчиков «Им покоряется небо». Воспевание советской атмосферы 60-ых продолжаются в агитационных плакатах. Говорят, что в РОСИЗО собрана самая большая их коллекция.

Цитаты и кадры из фильмов рифмуются с содержанием советских киножурналов. Татьяна Лиознова начала увлекаться документалистикой после выпуска из ВГИКа, и даже ассистировала режиссеру по монтажу в картине «Освобождённый Китай», которую снял ее учитель Сергей Герасимов. Работа с кинохроникой во многом сформировала ее узнаваемый стиль.

    Женщина на заводе: Предохранитель не опускаю, замечаешь?

Надя Смирнова: Не опускаете, да?

Женщина на заводе: От него только хуже. На себя надо надеяться, поняла?

Надя Смирнова: Поняла.

Настроение фильма «Три тополя на Плющихе», вдохновенного песней «Нежность» Александры Пахмутовой, передается через сближение с пластическими искусствами и литературой. Посетители выставки помоложе замирают рядом с коллажем кадров из фильма: невозможно поверить, что советскую действительность (например, поездку Нюры и Саши по улицам Москвы) было возможно запечатлеть с такой поэтичностью. А взгляд, каким Олег Ефремов смотрит  на случайно встреченную им женщину… Любит, все понимает, ничего не может изменить.

Мультижанровому художнику — мультимедийная выставка. Татьяна Лиознова часто обращалась к элементам документального кино, во всех ее ранних самостоятельных работах звучал закадровый голос, музыка к ее фильмам была написана на самые звучные современные стихи, и получившиеся песни («Нежность», «Позвони мне, позвони», «Мгновения») благодаря точному режиссерскому расчету мгновенно становились народными хитами. В экспозиции представили видео-хронику и фрагменты фильмов Лиозновой из коллекции Госфильмофонда, а в некоторых залах выставили повторы легендарных декораций.

Зал, который сделан в стилистике «Карнавала» — самый личный. История создания фильма иллюстрируется точным подбором мизансцен. Картина отразила непростые отношения Татьяны с отцом и матерью, вобрал в себя воспоминания о родном городе и горький опыт первых студенческих ошибок.

Татьяна Лиознова происходила из еврейской семьи, ее отец погиб в начале Великой Отечественной, в 1943 году ее отчислили из ВГИКа - сказали, что не хватает опыта. Об этих фактах необходимо вспомнить, перед тем, как перейти к истории Штирлица.

К «Семнадцати мгновениям весны» подступают осторожно. В центре зала — инсталляция «Осколки», выполненная в технике средневекового готического витража. Кадры из легендарного фильма и биографии прототипов любимых героев рифмуются с документальными снимками военных корреспондентов и живописными картинами с героями Великой Отечественной. А Богоматерь с готического витража смотрит на «Ветеранов» кисти Евсея Моисеенко.

Последние фильмы в творческой биографии художницы для куратора выставки стали поводом поговорить о патриотизме. «Закадровым голосом» этого разговора стал Леня Шиндин из пьесы Александра Гельмана«Мы, нижеподписавшиеся». Главные качества, которые помогают киногерою бороться с несправедливостью системы, — искренность и вера в свои принципы. 

О нем Татьяна Лиознова скажет: «Моего героя роднит с предыдущими одно качество, которое я ценю в людях больше всего, — способность и желание служить своему делу до конца».

Последний фильм Татьяны Лиозновой — «Конец света с последующим симпозиумом» был снят в 1986 году. В стране наступила эпоха «гласности» — и Татьяна Лиознова решила поговорить об опасности ядерного оружия и том, как в погоне за деньгами теряется человеческое лицо. Тема ценности мира на выставке продолжается в пацифистских плакатах конца восьмидесятых, а о духовных ценностях Лиозновой рассказывает документальный фильм, в котором оживают герои ее кинокартин.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...