Срочные новости раздела
Покупали, переиздавали, переписывали от руки: 200 лет назад вышла первая глава «Евгения Онегина»

Покупали, переиздавали, переписывали от руки: 200 лет назад вышла первая глава «Евгения Онегина»

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».

— Какой тираж был у стартового выпуска?

— 2400 экземпляров. Как писал Александру Сергеевичу Плетнев, он «условие заключил со Слениным (издателем), чтобы он сам продавал и от себя отдавал кому хочет на комиссию. Кроме него ни с кем счетов иметь не буду. За это он берет по 10%, то есть нам платит за книжку 4 рубля 50 копеек.

— Пять рублей — это абстрактная сумма для нас сегодня, но, насколько я знаю, в 1829 году фунт табака в столице стоил три рубля. То есть цена не запредельная. А сколько за такую книжку придется выложить сегодня?

— Об отдельной тетрадке говорить сложно — как правило, все ищут полный комплект из восьми глав. Раздельные главы в России продаются, и первая, и все остальные, — примерная цена в зависимости от состояния может быть от одного до двух миллионов рублей.

— О цене комплекта мне даже страшно спрашивать.

— Год назад он ушел с молотка — и на сегодня это самая высокая цена, заплаченная за книгу, — за 26 миллионов рублей, вместе с комиссионными — тридцать. Экземпляры в издательских обложках стоят гораздо дороже. Они практически ненаходимы; и если предположить, что найдется восемь глав первого издания в издательских обложках, то речь может пойти о ста миллионах и более.

— На какую аудиторию в 1825 году рассчитывал издатель Пушкина? Понятно, что дворяне, богатая интеллигенция; но были ли среди покупателей «Евгения Онегина» условные простые люди?

— Студенты с трудом, но могли купить. Крестьянам книга была не нужна, большинству купеческого сословия тоже, хотя у них деньги были. Какое-то количество тетрадок по итогу не распродалось — их даже уничтожали перед выпуском полного издания 1833 года. Книга пользовалась спросом среди интеллигенции, литераторов, дворян Петербурга, Москвы и отдельных продвинутых провинциальных дворян.

— Я неожиданно столкнулся с переписанными в альбомы от руки главами или всем текстом «Евгения Онегина». Зачем это делалось: не хватало книг на всех или «самиздат» получался дешевле типографской версии?

— Во-первых, не у всех была возможность купить. Во-вторых, переписывались главы из романа еще до официального «релиза»— такие списки заказывались для друзей и знакомых автора.

И потом действительно тираж оказался недостаточным. Почему к 1829 году переиздали первую и вторую тетрадки? Да потому что их на всех не хватало. Те, кому не досталось типографских вариантов, довольствовались списками с других рукописей или печатных версий.

Теперь выясним, было ли написание и издание Пушкиным поэмы сенсацией для современников? Поясняет доктор филологических наук, профессор Литинститута и МГИМО Иван Есаулов:

— Для «друзей Руслана и Людмилы» сам переход от поэм к романному жанру молодого (тогда еще) Пушкина был совершенной неожиданностью. Ведь «Евгений Онегин» — это именно роман, а не поэма, хотя и в стихах. Эта прозаизация «арзамасца» и былого вольнодумца Пушкина уже сама по себе была полной неожиданностью. Хотя не стоит забывать, что «колыбелью» своего романа сам поэт называл Крым, где в это время создает свои романтические еще поэмы. Так что более-менее общепринятое мнение о «реализме» «Онегина» на самом деле является проблемным.

— Удобно ли было читать «Евгения Онегина» отдельными книжками? И вообще, читающая Россия тогда — это какое количество людей?

— Даже на пике своей прижизненной известности, уже не говоря о годе издания первой главы, Пушкин все-таки не мог вполне обеспечить себя (и свою семью) чисто литературным трудом. Он надеялся на это, потому что в его ранний период успех у читателей был для того времени очень значительным. Однако классик ошибся. Чем серьезнее и значительнее становился его талант, тем менее понятным вектор его творческого пути был для современников. Например, у его замечательного журнала «Современник» было шестьсот подписчиков. Он не мог не только приносить прибыль, но и окупить себя. Иными словами, представление о «массовости» пушкинского читателя не вполне соответствует действительности.

— Был ли у Пушкина и его издателя расчет, что первая глава затянет читателя и он будет бежать в магазин за следующей книжкой? То есть был ли это журнальный ход, когда печатают из номера в номер большие вещи?

— Печатание частями (еще до окончания работы) — вполне обычная практика того времени (и более поздних десятилетий, достаточно вспомнить Достоевского). Другое дело, что в короткой пушкинской жизни от главы к главе происходили очень серьезные изменения в мироощущении. За этим мужанием гения, который начинал с «чистого афеизма», а закончил выразительными словами о позитивном значении православия для истории России и характера русского народа, не поспевали и самые проницательные критики. Белинский, с восторгом принимавший «раннего» Пушкина, полагал, что поздний Пушкин «исписался». И что касается именно романа «Евгений Онегин», Белинский не понял «русскую душою» Татьяну, когда она отказалась разделить чувства «прозревшего» Онегина, считая этот отказ свидетельством ее «недалекости» и примитивности.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...