Срочные новости раздела
Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом направлении. А Набоков сразу сориентирует: «Замысел автора, по всей вероятности, таков: следуй за мной, неблагосклонный читатель, который обожает смотреть, как живую собаку надувают воздухом и пинают ногами, словно футбольный мяч: следуй за мной, неблагосклонный читатель, и полюбуйся, в какие изобретательные руки предам я своего смехотворно уязвимого героя»» (авторская пунктуация сохраняется). Федоров, как обычно, сам себе сценограф. На сцене — прачечная с отсеком стиральных машин, где бог и царь ополоумевший Дон Кихот. Необычное пространство также создавали художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Алан Мандельштам, режиссер анимационного кино Надя Гольдман. Именно она придумала воображаемые миры, из которых на человеческий муравейник смотрят мультипликационные гиганты. Но иногда это буквальная иллюстрация монологов, напоминающая роскошный диафильм на простыне.

Антон Федоров способен удивить и испугать более прагматичных коллег своим бесстрашием, чему мы и были свидетелями на одном из первых показов. У кого еще такая буйная фантазия, способная увести в непролазные дебри. А еще он — удивительный синефил, вольно или невольно транслирующий свои киновпечатления.

Дон Кихот у него не столько Джокер из одноименного фильма Тодда Филлипса, всколыхнувшего мир своим провидением, сколько развенчанный персонаж из сиквела «Джокер: Безумие на двоих», только что получившего позорную награду «Золотая малина».

Униженный и оскорбленный способен поднять мир на дыбы, встать на тропу войны, чтобы быть отомщенным. Однако Дон Кихот — не парень из подворотни, а какой-никакой дворянин со своими представлениями о доблести и чести. Жил себе идальго в своем захолустье, зачитывался романами, распалившими его воображение, и пошел ва-банк.

Антон Федоров подхватил тему, о которой вопит мировой кинематограф. Его переработанный Сервантес все равно что Стивен Кинг, его киноадаптация в фильме «Оно», где из канализационного люка вылезает клоун и начинает терроризировать людей, манипулировать их страхами.

Дон Кихот Тимофея Трибунцева — тщедушный человек в современном костюме, потерявший ориентиры, зловещая гримаса человечества. Он живет в псевдореальности, сложившейся в его слабоумной голове, и вообразил себя владыкой земли.

Этот Дон удерживает трепещущих от страха заложников в прачечной. А за ее огромными окнами кипит повседневная жизнь, по колориту напоминающая Гавану. Проезжают мотоциклы, мопеды, периодически врывается парочка карикатурных латиноамериканцев, всегда готовых к бойне. Изъясняются они на тарабарском, а-ля испанском языке.

В прачечную является разносчик пиццы по имени Санчо. Его сыграл Семен Штейнберг. Он в униформе и напоминает Карлсона с накладным животом. Не хватает разве что пропеллера за спиной, но над головами вращаются вентиляторы, заменившие ветряные мельницы, с которыми, как известно, сражается у Сервантеса Дон Кихот.

Шепелявый курьер не ведает страха перед заказчиком пиццы, и он и сразу включается в его безумную игру. Они на одной волне и вместе горы свернут. Сказочные снежные вершины в духе Диснея будут сопровождать их путешествие.

Глядя на Дон Кихота, не сразу поймешь, чем перетянуто его лицо. То ли трубками, поддерживающими жизнедеятельность слабого организма, то ли бинтами. Оказалось, что это бинты, а из ватного тампона под клоунским носом сочится кровь. Идальго размахивает игрушечной саблей, палит из пистолетика, несется на детской лошадке-скакалке, встречает огнедышащего дракона, словно выписанного с празднования китайского Нового года. Взрослый мальчик окончательно заигрался, но наступит момент истины, когда он забьется в пещеру в стене и, подобно старцу-отшельнику, будет сидеть на камне.

Прекрасные и не очень женщины готовы стать его дамами сердца, но рыцарь из Ламанчи верен служению непонятно чему и своей мифической Дульсинее, которую Санчо назовет Тамбовской.

Слухами о безумце земля полнится. И вот уже в прачечную потянулся народ, любители остренького — некто Герцог по имени Денис (Алексей Чернышов), понятно, что бандит с деньгами, его задорная спутница Герцогиня (Анастасия Светлова) в сопровождении охраны. Роскошная дама откровенно потешается над Дон Кихотиком, но ему этого не понять. Он ослеплен ее мнимым величием.

Невозможно отделаться от ощущения, что на сцене собрались Акакий Башмачкин, Шариков, мадам Бовари, ее супруг Шарль. Антон Федоров любит работать с постоянной командой, понимающей его с полуслова. К Семену Штейнбергу, сыгравшему Шарля в «Мадам Бовари» в театральном агентстве Леонида Робермана, несколько ролей в «Шинели» в «Пространстве «Внутри», Наталье Рычковой — Хозяйке в «Шинели» и Эмме Бовари, Сергею Шайдакову — Башмачкину, примкнул Андрей Максимов — Шариков из «Собачьего сердца» МТЮЗа. И они устроили фирменную федоровскую камарилью.

Если Сервантес написал пародию на рыцарский роман, то Федоров ее преумножил, наполнил пеной дней. Это могло быть блестяще, но получилось тяжеловесное зрелище, рассыпающееся на осколки злободневных ассоциаций, дребезги вместо послания человечеству.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...