Срочные новости раздела
Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился предъявить многогранность и неоднозначность своего творческого лица. В ХХ веке это стало нормой: композиторы для академических залов сочиняли одно, а для киноэкрана или эстрады — совсем иное. В XIX веке такая двойная мораль еще не практиковалась. А вот Оффенбах мог быть разным. Его «Сказки Гофмана», которые, кстати, с успехом идут в том же «Геликоне», великолепный пример серьезного оперного жанра. При этом композитор вошел в историю музыки как настоящий хитмейкер. Ведь именно маэстро Жаку мы обязаны супершлягером, самым знаменитым образцом классического канкана, который он сочинил для оперетты «Орфей в аду».

Спектакль играют в Белоколонном зале княгини Шаховской. Сценическое пространство — в центре, зрительские кресла вокруг, а оркестр под управлением Артема Давыдова прячется за занавеской в арьерсцене. Впрочем, маэстро нарушает таинственную неизвестность источника звука и врывается в сценическое действие. Все дело в том, что один из героев спектакля, композитор Флорестан Дюкроке (очаровательный голосистый Давид Посулихин)… ворует чужие партитуры. В том числе и самого Жака Оффенбаха!

Такими «приколами» насыщена постановка Мелкумовой — это соответствует жанру водевиля, в котором было принято импровизировать и внедрять шутки «на злобу дня».

Остроумно придумано звуковое сопровождение: помимо живого оркестра в саунд спектакля внедрены бытовые шумы — особенно внятно звучит скрежет поворачиваемого ключа, так сказать, «ключевого» образа спектакля. Невезучий Флорестан, который пытается спрятаться от преследования ревнивого мужа своей любовницы и его друга, начальника полиции, случайно оказывается в номере гостиницы с женой этого самого начальника. Не остается ничего другого, как запереть номер и выбросить ключ на мостовую, чтобы муж не мог обнаружить незадачливого искателя приключений.

Муж — месье Мартен — это самое смешное, что есть в спектакле. Художник Ростислав Протасов вместе с режиссером создали для Михаила Никанорова грандиозный по нелепости и комичности внешний вид. Здесь и парик, и торчащие усы, и воинственный пафос. Красавца Михаила Никанорова просто не узнать — разве что по прекрасному голосу. Замечателен пародийный эпизод, в котором месье Мартен поет «драматичную», прямо-таки оперную арию, слегка напоминающую ариозо Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, сопровождаемую траурными завываниями медных духовых в самых образцовых традициях жмур-команды.

Актрисы, играющие Сюзанну и Розиту, тоже не боятся быть смешными. Особенно Ольга Давыдова, героиня которой потихоньку напивается шампанским, чтобы как-то побороть стресс. Вспоминается другая оффенбаховская героиня Перикола с ее знаменитой сценой опьянения и арией «Какой обед нам подавали, каким вином там угощали. Уж я его пила, пила и до того теперь дошла, что просто готова, готова… Но… об этом ни слова...» Ну а Александра Соколова в партии Розиты не только смешила своей эротической увлеченностью «маньяком» Флорестаном, но и порадовала публику великолепной колоратурой.

«Геликон» не был бы «Геликоном», если бы в его спектаклях не было яркой режиссерской позиции, которая проявляется не только в интерпретации авторской партитуры, но и в активном вторжении новых смыслов. Вот и Ольга Мелкумова не обошлась без «приращения». В спектакле появились персонажи, не предусмотренные Жаком Оффенбахом и его либреттистами Леоном Мораном и Альфредом Делакуром: Призрак жены (Ольга Спицына) и Призрак мужа (Антон Куренков). Поначалу безмолвные тени, они незримо для персонажей, но вполне зримо для публики присутствуют в пространстве некогда принадлежавшего им отеля. Идея отличная: призраки создают дополнительный комический эффект — ведь смеха много не бывает, когда речь идет о водевиле.

Когда-то Жак Оффенбах создал в Париже свой собственный театр «Буфф-Паризьен», где и состоялась премьера «Мужа за дверью». Его целью было создать веселое настроение у публики, рассмешить ее и наделить запоминающейся мелодией в ритме вальса или канкана, мотивчиком, с которым зритель выйдет на улицы Парижа, беззаботно насвистывая его до самого дома. А потом забудет и сменит на следующий. Легкомысленно? Да нет, пожалуй, мудро. Не зря этот композитор входит в пантеон великих музыкантов всех времен и народов. Людям нужен смех, ирония и простые мелодии. Весенний спектакль «Геликона» подтверждает данный тезис — зрители хохотали, радовались, улыбались и насвистывали.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...