Срочные новости раздела
Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился предъявить многогранность и неоднозначность своего творческого лица. В ХХ веке это стало нормой: композиторы для академических залов сочиняли одно, а для киноэкрана или эстрады — совсем иное. В XIX веке такая двойная мораль еще не практиковалась. А вот Оффенбах мог быть разным. Его «Сказки Гофмана», которые, кстати, с успехом идут в том же «Геликоне», великолепный пример серьезного оперного жанра. При этом композитор вошел в историю музыки как настоящий хитмейкер. Ведь именно маэстро Жаку мы обязаны супершлягером, самым знаменитым образцом классического канкана, который он сочинил для оперетты «Орфей в аду».

Спектакль играют в Белоколонном зале княгини Шаховской. Сценическое пространство — в центре, зрительские кресла вокруг, а оркестр под управлением Артема Давыдова прячется за занавеской в арьерсцене. Впрочем, маэстро нарушает таинственную неизвестность источника звука и врывается в сценическое действие. Все дело в том, что один из героев спектакля, композитор Флорестан Дюкроке (очаровательный голосистый Давид Посулихин)… ворует чужие партитуры. В том числе и самого Жака Оффенбаха!

Такими «приколами» насыщена постановка Мелкумовой — это соответствует жанру водевиля, в котором было принято импровизировать и внедрять шутки «на злобу дня».

Остроумно придумано звуковое сопровождение: помимо живого оркестра в саунд спектакля внедрены бытовые шумы — особенно внятно звучит скрежет поворачиваемого ключа, так сказать, «ключевого» образа спектакля. Невезучий Флорестан, который пытается спрятаться от преследования ревнивого мужа своей любовницы и его друга, начальника полиции, случайно оказывается в номере гостиницы с женой этого самого начальника. Не остается ничего другого, как запереть номер и выбросить ключ на мостовую, чтобы муж не мог обнаружить незадачливого искателя приключений.

Муж — месье Мартен — это самое смешное, что есть в спектакле. Художник Ростислав Протасов вместе с режиссером создали для Михаила Никанорова грандиозный по нелепости и комичности внешний вид. Здесь и парик, и торчащие усы, и воинственный пафос. Красавца Михаила Никанорова просто не узнать — разве что по прекрасному голосу. Замечателен пародийный эпизод, в котором месье Мартен поет «драматичную», прямо-таки оперную арию, слегка напоминающую ариозо Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, сопровождаемую траурными завываниями медных духовых в самых образцовых традициях жмур-команды.

Актрисы, играющие Сюзанну и Розиту, тоже не боятся быть смешными. Особенно Ольга Давыдова, героиня которой потихоньку напивается шампанским, чтобы как-то побороть стресс. Вспоминается другая оффенбаховская героиня Перикола с ее знаменитой сценой опьянения и арией «Какой обед нам подавали, каким вином там угощали. Уж я его пила, пила и до того теперь дошла, что просто готова, готова… Но… об этом ни слова...» Ну а Александра Соколова в партии Розиты не только смешила своей эротической увлеченностью «маньяком» Флорестаном, но и порадовала публику великолепной колоратурой.

«Геликон» не был бы «Геликоном», если бы в его спектаклях не было яркой режиссерской позиции, которая проявляется не только в интерпретации авторской партитуры, но и в активном вторжении новых смыслов. Вот и Ольга Мелкумова не обошлась без «приращения». В спектакле появились персонажи, не предусмотренные Жаком Оффенбахом и его либреттистами Леоном Мораном и Альфредом Делакуром: Призрак жены (Ольга Спицына) и Призрак мужа (Антон Куренков). Поначалу безмолвные тени, они незримо для персонажей, но вполне зримо для публики присутствуют в пространстве некогда принадлежавшего им отеля. Идея отличная: призраки создают дополнительный комический эффект — ведь смеха много не бывает, когда речь идет о водевиле.

Когда-то Жак Оффенбах создал в Париже свой собственный театр «Буфф-Паризьен», где и состоялась премьера «Мужа за дверью». Его целью было создать веселое настроение у публики, рассмешить ее и наделить запоминающейся мелодией в ритме вальса или канкана, мотивчиком, с которым зритель выйдет на улицы Парижа, беззаботно насвистывая его до самого дома. А потом забудет и сменит на следующий. Легкомысленно? Да нет, пожалуй, мудро. Не зря этот композитор входит в пантеон великих музыкантов всех времен и народов. Людям нужен смех, ирония и простые мелодии. Весенний спектакль «Геликона» подтверждает данный тезис — зрители хохотали, радовались, улыбались и насвистывали.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...