Срочные новости раздела
Режиссер Иван Титов поставил спектакль об эпохе застоя и эстонской жизни Довлатова

Режиссер Иван Титов поставил спектакль об эпохе застоя и эстонской жизни Довлатова

Зритель заходит в зал и видит спящего на низкой сцене молодого человека. Кто-то останавливается, рассматривает его, в любом случае проходит мимо, чтобы занять свои места. Рядом с героем - пишущая машинка и листы бумаги.

Это молодой Сергей Довлатов, тогда еще корреспондент русскоязычной газеты «Советская Эстония». Он пишет репортажи о достижениях народного хозяйства, передовиках производства, фиксирует жизнь в пределах допустимого начальством и цензурой, сочиняет собственные истории, опубликовать которые невозможно.

На экране – строки из газетных заметок, живые картины, иллюстрирующие, как рождался тот или иной сюжет. Фоном мелькают эстонские пейзажи за окном воображаемого поезда, на котором Довлатов с фотографом Жбанковым едет в командировку, чтобы написать очерк о доярке, достигшей невиданных показателей по удоям. Она такая передовая, что о ней узнал даже генсек Брежнев. Машина запущена, хотя статья еще не написана, но это не имеет значения. Все равно Леонид Ильич узнает обо всем из газетной заметки.

Или, скажем, надо отметить рождение «юбилейного» ребенка к важной дате, и это не такая простая задача. Довлатову придется подобрать подходящих родителей, согласовать их кандидатуры с начальством. Отец у младенца должен быть правильный, не какой-нибудь темнокожий, прибывший из дружественной страны на учебу, хотя это было бы интересно. Согласно директиве сверху, больше подходит простой русский парень Кузин, у которого жена эстонка. Это принципиально иная дружба народов. Довлатову надо заручиться согласием новоиспеченного отца, выпить с ним, закусить, посулить 25 рублей за то, что дитя назовут правильным именем.

На сцене – подиум (за сценографию и костюмы отвечал Матвей Рахматуллин). На нем появляются как модели персонажи, проходят в телефонные будки старого образца, чтобы поговорить друг с другом. Теперь это воспринимается, как стильный ход, а когда-то такие автоматы были обыденными.

В спектакле участвуют в основном выпускники Школы Театра Москвы, ученики Ивана Титова. Они точно одна «банда», работают азартно, как это бывает у начинающих актеров. Студенческий дух не покинул их до сих пор, хотя многие актеры со стажем.

Молодые часто выбирают прозу Довлатова для первых сценических опытов. Характеры у него яркие, узнаваемые, а истории простые, забавные, емкие. Из Петербурга в Москву как-то привозили спектакль «Довлатова. P.P.S.» театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова. Там тоже были симпатичные персонажи, от которых исходили радость и свет.

Советская Эстония, где живет и работает Довлатов, напоминает сказочный сон. И жизнь хороша, и жить хорошо, несмотря на то, что ты зачем-то покинул Ленинград, а твои произведения не печатают. Строки, написанные в свое время Довлатовым про жизнь в Таллине, приводятся в театральной программке: «Почему я отправился именно в Таллин, … Разумные мотивы отсутствовали. Была попутная машина. Дела мои зашли в тупик. Долги. Семейные неурядицы, чувство безнадежности».

В Эстонии все, как за границей. Воздух другой, Девушки кругом красивые и раскованные, свободно рассуждают о сексе, о котором не каждая русская барышня посмеет обмолвиться.

Для молодых актеров и зрителей, знающих о советской жизни в основном по отражениям в кино, СССР, как рай земной.. Довлатов молод, талантлив, полон сил и не лишен рефлексии. Но почему-то эмигрирует, но это совсем другая история, за черту которой не заглядывают.

Прекрасные девушки подходят к двум микрофонам, исполняют хиты советских лет - «Беловежскую пущу», «Живи, родник», «Миллион алых роз». Неважно, что написаны некоторые из них в начале 80-х, а описываемое время относится к началу70-х. Главное, что есть дух времен застоя, и он вполне себе прекрасный.

Другие красивые барышни тоже появляются в жизни главного героя, слывущего аморальным. С этим связаны забавные лирические сценки, имеющие весьма отдаленное отношение к реальному Довлатову, но вполне отвечающие нашим поверхностным представлениям о нем.

Довлатова играет хороший молодой актер Артем Лымарев. Его герой простой и необременительный человек, с которым можно выпить и по душам поговорить. У лирического героя, а он несомненно таков, есть музы под номерами 1 и 2.

К нему обращается за помощью прекрасная эстонская барышня Тийна. Сыгравшая ее Екатерина Джайн получит в финале самую большую порцию аплодисментов за пикантный эстонский акцент, имеющий отдаленное отношение к тому, как говорят эстонцы по-русски, но это тоже всего лишь милая условность.

У Тийны возникли интимные проблемы с мужем, и чтобы их преодолеть, она про штудирует пособие, которое одолжит ей Довлатов, а потом закрепит на практике знания с его приятелем Оськой (Павел Сошнин). Во всем присутствует невыносимая легкость бытия, а тяготы уходят прочь.

Спектакль Ивана Титова напомнил фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, снятый десять лет назад. Довлатов родился в 1941-ом, в 1978-м эмигрировал, и мы становимся свидетелями всего лишь нескольких дней из его эстонской жизни в начале 70-х.

Ивана Титова, по всей видимости, привлекает время, в которое жили его родители. Тогда и мир, и люди были другими. Довлатов, каким мы его увидели, - равный нам человек, и не имеет значения, каким он был на самом деле. Главное, что есть живая атмосфера, хотя история жизни молодого писателя была гораздо жестче. Время многое перемалывает, меняет угол зрения, и все приобретает ностальгические очертания чего-то невозможно далекого.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...