Срочные новости раздела
Захватил огонь не революции, но любви: премьера оперы «Андре Шенье» прошла в МАМТе

Захватил огонь не революции, но любви: премьера оперы «Андре Шенье» прошла в МАМТе

В мартовские праздники, когда улицы полны тюльпанов, счастливых улыбающихся женщин, довольно странно идти на оперу о Великой французской революции и, соответственно, обо всех ужасах, которые следуют за событиями такого масштаба, — кровь, жертвы, маленькие и большие человеческие трагедии. Словно не то настроение, не те обстоятельства для премьеры с таким сюжетом. Но все же режиссер Александр Титель оказался прав.

Сюжет довольно простой: молодой поэт влюбляется в юную графиню Мадлен незадолго до эпохальных событий 1789 года. Его чувства находят ответ! Спустя 4 года влюбленные встретятся вновь, но жизнь будет уже совсем другой. Шенье попадает в тюрьму. Суд, приговор — смертная казнь. Его возлюбленная, потерявшая в революцию и семью, и дом, и всех близких, обнаруживает единственный смысл жизни в любви к поэту. Поэтому решает умереть вместе с ним. Она меняется местами с женщиной, приговоренной к смертной казни, и идет на гильотину под руку с любимым.

Лаконичные и простые декорации — арки, которые становятся то бальной залой в доме графини, то мостом, с которого кричат революционеры, то улицей, то залом суда с трибуной, то гильотиной. Удивительный оксюморон: статика, которая непрестанно меняется. Вместе с декорациями константой на сцене является красный цвет, который отвечает за революционный дух и проливающуюся кровь. Все эти решения — работа художника-постановщика Александра Боровского. С первых минут спектакля атмосфера грядущих кровавых политических перемен захватывает зрителя. Но, несмотря на яркость красного освещения, к нему быстро привыкаешь, настолько, что перестаешь обращать внимание. Весь фокус переводится на страсти, происходящие между Андре, Маддаленой (так героиню называют в этой постановке) и третьим участником любовного треугольника Жераром. Хотя на сцене, безусловно, присутствовала и революция, и разъяренная толпа, и роковой революционный трибунал над поэтом, но послевкусие от постановки остается именно таким: любовь на фоне кровавых ужасов политических перемен, которая всегда побеждает — вот, пожалуй, в чем заключается главный посыл «Андре Шенье» в постановке Александра Тителя. И именно поэтому уместно ее показать в самом начале весны, в пору, когда вновь «цветут сады в душе».

Потрясающе раскрылся Чингис Аюшеев, исполнивший заглавную роль поэта — и как певец, и как актер. Впрочем, и все его партнеры по сцене были блистательны. Маддалена — Элеонора Макарова, Жерар — Андрей Батуркин, все, кто составил любовный треугольник. Хотя и второстепенные роли были сделаны не менее качественно.

Музыкальная составляющая, которая в «Андре Шенье» должна быть на высоте (впрочем, как и в любой другой постановке) априори — партии непростые, вопросов не вызвала. Оркестр под управлением приглашенного молодого итальянского дирижера Пьетро Маццетти дышал, свободно и легко выводя каждую ниточку кружева, из которого сплетена опера. Кричащих эмоций, свойственных веризму, не было. А сдержанность, лаконичность, выверенные чувства героев, на которых и был фокус, оркестр, напротив, подчеркнул и усилил. Он же и добавил динамичности действию, которое по ощущениям развивалось степенно.

За прямолинейность и простоту Александра Тителя уже успели поругать. Как сказал наш президент: «Мы за, но есть нюансы». Может, и не хватило динамики, неожиданных решений. Но нужно ли вылезать из кожи вон именно в этой опере, с и без того непростой музыкой? Должен ли здесь полыхать огонь революции на сцене? Десятиминутная овация в зале ответила на все вопросы сама. Артистов не отпускали со сцены долго и с особенным жаром и радостью аплодисментами наградили «любовную троицу».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...