Срочные новости раздела
Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение фотографического кадра: на тонкой пленке на первом плане — красноармеец и женщины за уборкой капустной грядки, второй план — величественный Исааакий. В сумме мы получаем эффект присутствия, достоверно возвращающий в 1942-й год. При этом и «простые» снимки из Центрального государственного архива кинофотодокументов СПб мощно воздействуют на посетителей. Но чтобы фото «Памятник Николаю I в защитном устройстве на площади Воровского 6 августа 1941 года» или «Снятие защитного укрытия с памятника «Медный всадник» (1945 год) ломало «пятую стену», организаторы пошли на хитрость, разместив в зале муляж тех самых баррикадных мешков.

Что же касается экспонатов, отражающих войну непосредственно, то нужно назвать витрину, в которой разместили ручную сирену воздушной тревоги, фрагмент немецкой зажигательной бомбы (именно такие на крышах ленинградских домов гасил Михаил Зощенко), ручной пожарный насос и спецпропуск, разрешающий перемещение по городу после сигнала «Воздушная тревога».

Исаакиевский собор в раннем СССР был превращен в антирелигиозный музей, то есть учреждение с научным уклоном, отсюда — представленный на выставке маятник Фуко (в стенах собора этот прибор функционировал с 1931-го по 1986-й годы). Или, скажем, «атеистическая» картина «Галилей перед судом римской инквизиции» Карла Фридриха Рейхерта, которую летом первого года войны на специальном вале эвакуировали из города на Неве в Удмуртию.

Вообще тема эвакуации, сохранения в тайниках и спасения культурных ценностей, которым угрожало варварство оккупантов, на выставке оказалась главной.

И наиболее интересная в этом плане - инсталляция «Хранилище», представляющая собой в том числе гору деревянных ящиков: в них из впоследствии уничтоженного немцами Петергофа и из Царского села

перевезли в Ленинград золотых ангелов, старинные картины, статуэтки и бесценную мебель. Как это происходило, выставка сообщает более чем красноречиво.

Детские рисунки военных лет, хлебные карточки, кусок блокадного хлеба, муляж тумбы с театральными афишами и обложки изданных в годы ВОВ ленинградскими издательствами книг — это еще один уровень визуализации. Равно как и линогравюры Алексея Ушина, изображающие Ленинград в блокаде: великий город, затянутый маскировочными сетками, с прибрежной линией, усеянной «зубами» и противотанковыми «ежами», с аэростатами, зависшими в небе, разрезанном светом прожекторов.

Но нельзя забывать, что у процесса сохранения музейного наследия (из одной только Гатчины мужественные музейщики вывезли 12 тыс. предметов!) есть конкретные имена и лица: Евгения Турова, Николай Вейс, Зоя Вейс, Генрих Вейс-Афанасьев, Маргарита Вейс, Марина Тихомирская, Тамара Попова, Серафима Балаева, Вера Лемус. И выставка, открытая двадцать лет назад, проговорила их, судя по всему, впервые (на тот момент) настолько четко.

Финальная часть в силу объема может претендовать на самодостаточность. За годы военного лихолетья настенные росписи Исаакия катастрофически пострадали. Восстанавливать их пришлось советским реставраторам во главе с Борисом Николаевичем Ворониным — уже после Победы. Но и в этом, послевоенном и вполне мирном деле — наши мастера показали себя настоящими героями.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...