Срочные новости раздела
В «Коломенском» разгадали загадки житийных икон

В «Коломенском» разгадали загадки житийных икон

Житийная икона появилась еще в Византии. Древнейшие памятники, дошедшие до нас, датируются XII веком. На экспозиции же можно познакомиться с иконописными образцами конца XV-XIX века. Одной из функций таких икон был рассказ о жизни святого, они объясняли подробности вероучения и иллюстрировали непростые богословские вопросы. На экспозиции в «Коломенском» получилась «дидактика в дидактике» — здесь рассказывают о том, из чего состоит житийная икона и как ее правильно считывать, — все же современному зрителю нелегко понять своеобразие «языка» иконописных произведений и логику их устройства. И от теории к практике: прочитав «инструктаж» по пониманию икон, можно тут же взглянуть на самые разные образцы и попробовать расшифровать истории, которые они рассказывают. На самом деле, если вы были уверены, что иконопись сложна для понимания, то поверьте, ваше отношение к этому виду живописи изменится. Оказывается, там все довольно просто, понятно и, что главное, очень близко к обычной современной жизни.

Обычно в центре житийной иконы расположен образ святого, а по периметру — клейма со сценами из его жития. Клейма следует читать слева направо по строчкам. На выставке, кстати, возле каждой иконы есть схема, которая подсказывает правильный порядок прочтения клейм — в редких случаях изображения приходится рассматривать не по правилам. Простым языком здесь поясняют и своеобразную терминологию. Например, что такое ковчег (углубление в центре иконы, в котором расположено изображение святого), лузга и другие.

А теперь — к осмотру. Часто малоподготовленному зрителю нелегко бывает рассмотреть икону, заметить детали на общем красно-охристом фоне, особенно если икон в одном пространстве много. Здесь хотели показать то, как может изображаться житие. Цели показать стилистическое и колористическое разнообразие житийной иконы не ставили, но в итоге случайно получился целый калейдоскоп видов. Уже в первом зале сталкиваемся с нетипичными образцами. Рождество Богоматери, памятник XVII века, не имеет в центре «главного героя», но зато привычен по цветам, где основные — это охра, красный и зеленый. А по соседству совсем другой по колористике образец: святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1796 год) — оттенки пастельные, нежные. И расположение сюжетов здесь тоже необычное (вот уж где подсказки на этикетках оказались очень кстати!).

Всех секретов и загадок, которые нам удалось отгадать на экспозиции, раскрывать не будем, оставим интригу — почему, например, хищник лев не нападает на старца, упуская легкую добычу? Как так вышло, что младенец стоит в купели на ножках?

Многие из сюжетов поражают своей тонкой и искусной работой, обилием деталей — и это на небольших по размеру клеймах (на некоторых образцах прописаны каждая травинка и каждый крохотный цветок!). Но главное: изображаемое вполне соотносится с обычной человеческой жизнью, хотя изображаемые события происходили сотни лет назад. Рассматриваем створки складня «Благовещение»; «Богоматерь Живоносный источник»; «Сказание о явлении и чудесах иконы Федоровской Божией Матери» (XVIII век) и встречаем там довольно близкие нам бытовые элементы. Например, вместе с князем Василием на охоту отправились милые белые собачки. Таких умилительных открытий здесь можно сделать немало. Еще один трогательный сюжет с лучшими друзьями человека обнаружим на иконе, повествующей житие священномученика Власия Севастийского (XV–XVI вв.) — один из самых ранних памятников на выставке. Власий считается покровителем болящих, помогает исцелиться от недуга, помогает он не только людям, но и животным. Об этом свидетельствует один из сюжетов на иконе, где Власий исцеляет в пещере диких зверей, судя по изображению, тоже собак. И снова картина из обычной, близкой нам жизни: мало кто пройдет мимо, если к нему за помощью придут братья наши меньшие. Животные часто появляются на изображениях, потому что они — помощники последователей Христа. Помимо собак часто можно увидеть лошадей. Нам удалось обнаружить среди героев житийной иконы помимо вышеупомянутого льва еще ослика, верблюда.

Еще одна, пожалуй, забавная деталь обнаруживается на иконе «Архангел Михаил с деяниями». В одном клейме изображено явление архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел попросил Иисуса снять обувь, потому что они находятся на Священной земле, и перед нами на изображении предстает живая и динамичная картина, как Иисус, подпрыгивая, снимает с ноги сапог.

Не зная подробностей, описываемых в житии, их легко можно дешифровать благодаря символам, которыми, как правило, полны житийные иконы. Легко определить лекаря: у него в руках будет коробочка с лекарствами, болящих изображают в основном лежа, а незрячий человек обычно изображен с закрытыми глазами. Кресты в руках мучеников символизируют крестные страдания Христа, а пальмовые ветви — принадлежность к Царству Небесному. Злые силы на иконах тоже присутствуют. Бесов легко узнать: взъерошенные и вздыбленные волосы, темное тело. Колоритного дьявола мы тоже обнаружили на иконе преподобного Онуфрия Великого. Он является к царю Нарситу и искушает его. Детали в образе дьявола: копытца, рожки и длинный хвост, торчащий из-под одеяния.

Примечательно, что часть экспонатов приехала в Коломенское из частных коллекций и выставляется впервые. Невольно задумываешься: сколько еще удивительных памятников спрятано от глаз широкой публики?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...