Срочные новости раздела
Малый театр показал редкие экспонаты: ручка Островского, эксизы Ленского, платье Розенель

Малый театр показал редкие экспонаты: ручка Островского, эксизы Ленского, платье Розенель

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под названием «Юбилейная коллекция», которая доступна всем зрителям. И пропустить такое точно нельзя, потому что, несмотря на отсутствие музея, в Малом богатейший музейный фонд. Нужно поспешить и успеть до конца сезона, потому что все экспонаты — подлинники, а значит, долго держать их на выставке под светом не представляется возможным.

На первый взгляд, конечно, мало что понятно: папки, монетки, платье, кораблик… Но за каждым из экспонатов скрывается увлекательная история, которая знакомит с театром и его людьми, открывая тайны его души.  

Внимание привлекает изысканная ручка, некогда принадлежавшая Александру Островскому, все 48 пьес которого в Малом театре поставлены, а часть из них до сих пор идет с огромным успехом, не устаревая. Изысканное писательское оружие передали в дар Малому в честь 125-летия со дня рождения драматурга. А сегодня она символизирует неразрывную связь театра и Островским. 

Об Александре Ленском здесь говорят с теплотой абсолютно все, несмотря на то, что прошло уже более ста лет, как его нет. На выставке впервые для публики представлен его бювар. Проще говоря, папка для бумаги, рисовальная бумага Ленского. Зачем режиссеру и актеру рисовальная бумага? Об этом спросит, пожалуй, любой. Но оказывается, что Ленский был еще и прекрасным художником, сценографом и художником по костюмам. Внутри папки — эскизы Ленского, а на оборотной стороне — рисунок, выполненный рукой Левитана. 

После изучения бювара смело можно заявить, что вы знакомы с Соломиным через одно рукопожатие. Все дело в том, что Ленский был учителем актрисы Веры Пашенной, которая в свою очередь стала наставницей Юрия Соломина. Один экспонат, а за ним целая история…

Из неожиданных экспонатов — кораблик, подарок актрисе Елене Гоголевой от одной из воинских частей. В годы войны Гоголева была уже достаточно известной и могла отказаться от поездок на фронт, но она с риском для жизни ездила  к солдатам поддерживать их боевой дух. Все годы Великой Отечественной актриса в составе фронтового филиала Малого театра  играла в землянках и окопах, на бортах грузовиков, которые прятали в лесу. И в знак благодарности ей преподнесли этот кораблик. 

Как символ спасения театра здесь выставлено несценическое яркое платье актрисы Натальи Розенель. Оно отсылает в 1917 год, тяжелейший для Малого. Сюда ворвались красногвардейцы и зверски разодрали штыками портрет Щепкина. Они, конечно, не знали, что Щепкин был из своих, крепостного происхождения, и его как раз надо было на знамя вознести… Но разграбили костюмерную, изуродовали сцену. Театр собирались закрывать: он же императорский, а значит, его нужно «сбросить с корабля современности», в которую никак не вписывался. И закрыли бы, если бы у руля Малого тогда не стоял Александр Южин, который нашел в новом правительстве человека, понимавшего важность Малого театра для отечественной культуры. 

Этим человеком был Анатолий Луначарский. Помимо государственной деятельности он был еще и драматургом. И его пьесы наряду с классикой ставились на сцене Малого. Причем воплощали их здесь на высочайшем уровне, в традициях Малого, с почтением к авторскому замыслу. Так что совсем скоро места в зрительном зале заняли те, кто еще недавно был готов разорвать театр на куски, а Малый смог перестроиться и откликнуться на новую публику. Так причем же тут ярко-розовое платье? Оно ведь не сценическое. Но Наталья Розенель была актрисой Малого, а также супругой  «спасителя» театра Анатолия Луначарского...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...