Срочные новости раздела
Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину  освобождения Ленинграда

Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину освобождения Ленинграда

В театральном фойе «Геликона» переговариваются две дамы:

— Ну как же тут красиво! Все на высоте!

— Потому что тут всегда праздник!

Да, праздник. Но на этот раз «со слезами на глазах». В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады здесь представили совершенно особенный концерт. «Геликон» чтит великих певцов — об уважительном отношении театра к Елене Образцовой, Ирине Архиповой и многим другим артистам знают все. Но в этот раз отдали дань памяти героическим коллегам из Петербурга. Концертную программу назвали «Остров радости», посвятив ее беспримерному подвигу артистов Ленинградского театра музыкальной комедии в годы блокады Ленинграда. Его историю рассказал ведущий Сергей Майоров. А концертную программу составили хиты оперетты, которые звучали и тогда, в годы блокады, в здании Музкомедии на Итальянской, 13, а затем в Александринском театре, куда труппа была вынуждена переехать, когда их театр-дом разбомбили.

8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали Ленинград от страны, при полном аншлаге в театре давали «Летучую мышь». Штраусовский хит заглушал звуки налетов, и здесь, на этом «островке радости», для зрителей продолжался праздник. Причем радости не мешало ничто, даже артобстрел, который начался в антракте. К зрителям вышел администратор и попросил всех встать к стенам. Сорок минут спустя прозвучал отбой, и спектакль продолжился. Сегодня, сидя в зале «Стравинский» «Геликон-оперы», вспоминая о трагической и одновременно героической судьбе театра под тост Орловского из «Летучей мыши» в исполнении Константина Бржинского, закрываешь глаза и пытаешься представить себя на месте тех зрителей, ленинградцев, — по телу мурашки. Как это возможно?..

Этот же вопрос задаем снова: как это возможно, чтобы власти разрешили театру остаться в осажденном городе и продолжать дарить людям радость? Вот так… А для труппы это было величайшей честью. На работу выходили абсолютно все, даже те, кто не был занят в спектакле, — на них ложилась другая ответственная миссия: охранять праздник зрителей, сбрасывая фугасные бомбы с крыши здания.

И снова перед нами веер из хитов: «Летучая мышь» Штрауса — знаменитый терцет «За что, о боже мой!» (Галина Барто, Давид Посулихин, Александра Соколова), «Марица» Кальмана, «Свадьба в Малиновке» Александрова и другие шедевры. Артисты «Геликона» воссоздали ту атмосферу, которая царила на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Искренняя радость жизни, безграничное счастье освещало нас, зрителей, со сцены — такова работа настоящих артистов: дарить праздник, даже когда, кажется, невозможно улыбаться. А ведь все эти шедевры звучали на сцене и тогда, зимой 1942 года, когда на улице температура была -40, а в зале -8. Зрители оставались в зале в тулупах, а актрисы на сцене в декольтированных платьях обмахивались веером… Да и не могли артисты поступить иначе, ведь даже тогда единственной причиной неявки артиста на спектакль была смерть. Правда, тогда в Ленинграде эта знаменитая фраза звучала совсем иначе.

«В дневнике помрежа были зафиксированы не только время налетов и обстрелов. Встречались и другие записи, — рассказывает Сергей Майоров. — «После первого акта умер артист хора Александр Абрамов. Вечная память». Впрочем, и для зрителей прийти в театр было настоящим подвигом, это тоже была дорога жизни. А в самые тяжелые дни блокады сил на аплодисменты у зрителей не было. После спектакля люди в зале вставали, держась за спинки впереди стоящих кресел, и благодарили артистов глазами.

В страшные блокадные годы театр умудрялся давать еще и премьеры — целых 15 новых спектаклей представили на суд публики в страшнейшие времена! Работали всегда как в последний раз — и в тех условиях это не просто красивая фигура речи. Единственный спектакль, который доигрывали «кое-как», — это «Продавец птиц» Целлера. И было это ровно 81 год назад, 27 января 1944 года, когда прямо посреди спектакля на сцену вышел его режиссер и объявил о разгроме врага под Ленинградом и полном снятии блокады, пригласив всех после спектакля на праздничный салют на площади Островского. Представить себе состояние всего зала и артистов на сцене в тот момент невозможно. Невероятная радость, которая окутала всех: «Пережили!!! Выстояли!!! Победили!!!» После спектакля все, кто был в театре, высыпали на улицу, зрители в тулупах, а артисты — в костюмах, кто в чем… Смеялись, обнимались с прохожими, плакали…

64 сотрудника Музкомедии не дожили до того дня. Им посвящен концерт в «Геликоне». Весь зал встал, а на экране появились имена тех, кто не смог разделить радость ленинградцев 27 января 1944 года. Возле большинства имен были конкретные даты. Многие ушли из жизни в страшном 1942-м (но не только). Где-то подпись была иной: «не пришел на работу 15 января», «погиб на фронте»...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...