Срочные новости раздела
В Москве ответили на вопрос, как зовут бабушку Иисуса Христа

В Москве ответили на вопрос, как зовут бабушку Иисуса Христа

Однажды в храме слышала разговор бабушки и внучки:

— Бабушка, а у Иисуса Христа тоже есть бабушка? И дедушка?

— Конечно, у него была семья, как и у тебя, как и у всех.

И правда, у многих святых тоже есть семьи. Хотя у большинства людей в голове возникает образ исключительно Святого семейства — Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник (зачастую семья Христа этим и ограничивается, но это неверно). Однако когда я попросила свою умную колонку рассказать о святой семье, она выдала ответ про семью императора Николая II (но колонке простительно, интеллект-то искусственный), что, впрочем, подтверждает, что у многих святых тоже были и семьи, и обычная человеческая жизнь.

В Музее имени Андрея Рублева представили мультимедийный проект «Семьи небесные», который рассказывает о семейных узах праведников. Он представляет собой фильм, в который вошли десятки шедевров русского религиозного искусства разных эпох (в том числе и выдающиеся современные работы). Но фильм не просто статично показывает иконы и рассказывает, что и кто на них изображены: чтобы заинтересовать подрастающее поколение, здесь используется анимация, но деликатно и с пиететом к иконам и образам! Истории семейств озвучивают хорошо знакомые публике голоса Сергея Чонишвили и Лизы Арзамасовой. В результате получился анимированный «киномузей» с шедеврами русской иконописи, который способен легко перемещаться по всей стране и рассказывать о взаимоотношениях простых людей между собой, которые когда-то встретились с Богом, что изменило их жизнь.

А ведь святыми и правда не рождаются, а становятся. Но важно понимать, что они тоже — обыкновенные люди, со своими эмоциями, проблемами. Им не чуждо человеческое. Но самое интересное, что несмотря на их отдаленность во времени от нас, они сталкивались с теми же трудностями, что и мы — их истории абсолютно современны. В фильме подсвечены те аспекты отношений между святыми в их семьях, на которые мы зачастую не обращаем внимания:

«Марфа и Мария — две сестры с разными характерами, — рассказывает руководитель проекта Армен Попов, — одна любит заниматься хозяйством, но не задумывается о высоком. Вторая, напротив, ничего не делает по дому, но думает о спасении души. Когда в их семью пришла беда, умер Лазарь, обе сестры потрясающе начинают молиться и переживать, просить Христа об исцелении! Все это современно, каждый из нас знает такие семьи».

Действительно, история Марфы, Марии и Лазаря хорошо знакома многим, но с бытовой, общечеловеческой точки зрения на нее смотрят нечасто. Другой пример — брак в Кане Галилейской, когда Дева Мария попросила сына помочь молодым, у которых закончилось вино в разгар праздника, Он исполнил просьбу матери, несмотря на то, что было еще «не время»:

«Он ведь сделал это из уважения к матери, — комментирует Армен Геннадьевич. — Маленькая семейная история, которая показывает отношения внутри семьи. Именно на этом мы делаем акцент».

Интересно воплощение проекта, ведь вторгаться в сакральное существо иконы и сильно ее видоизменять было ни в коем случае нельзя, но сделать анимацию, «оживить» статику было необходимо — непростительно потерять драгоценное внимание юных зрителей, которых не так-то просто заинтересовать. При слове «оживить» картинку, многим сразу представляются популярные нынче работы искусственного интеллекта, которым мы, пожалуй, отравлены сегодня. От распространенных в Интернете приемов превращения портретов в фотографии, на которых персонажи улыбаются и даже двигаются, авторы «Семей небесных» отказались сразу. Хотелось анимировать изображения частично, не нарушив их целостности. Искусственный интеллект, кстати, с этой задачей не справился — видимо, еще не обучен работать с живописью такого рода. Поэтому традиционная работа аниматоров и дизайнеров взяла верх. В результате получилось аккуратное оживление некоторых элементов икон, которое действительно приковывает внимание к экрану, но не нарушает изображение. Ведь одной из задач проекта была показать широкой публике шедевры иконописи, а для этого было необходимо максимально сохранить икону такой, какая она есть. Может, авторы и пошли на компромисс в чем-то. Но стоит отметить, что фильм учит смотреть на икону и легко читать ее сюжет(хотя дидактических задач авторы проекта перед собой не ставили).

Полученный навык легко проверить здесь же, на выставке «Святые семьи», где собраны шедевры иконописи, которые тоже рассказывают о семейных узах — в этом смысле и экспозиция, и фильм дополняют друг друга. Отношения внутри семьи находят отражение в иконах, которые после просмотра фильма воспринимаются совсем иначе — легче увидеть эмоции, трепет. Образы становятся близкими, современными и понятными. Здесь тоже делают акцент на простоту человеческой жизни святых. Внимательный гость выставки обнаружит на одной из икон сцену пеленания новорожденной Девы Марии (часто ли вы видели этот сюжет в иконописи?) и многие другие трогательные сцены из семейной жизни святых. Кстати, оба проекта отвечают на тот самый вопрос ребенка, были ли у Иисуса Христа дедушка с бабушкой. Да, были — Иоаким и Анна, родители Девы Марии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...