Срочные новости раздела
В Москве ответили на вопрос, как зовут бабушку Иисуса Христа

В Москве ответили на вопрос, как зовут бабушку Иисуса Христа

Однажды в храме слышала разговор бабушки и внучки:

— Бабушка, а у Иисуса Христа тоже есть бабушка? И дедушка?

— Конечно, у него была семья, как и у тебя, как и у всех.

И правда, у многих святых тоже есть семьи. Хотя у большинства людей в голове возникает образ исключительно Святого семейства — Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник (зачастую семья Христа этим и ограничивается, но это неверно). Однако когда я попросила свою умную колонку рассказать о святой семье, она выдала ответ про семью императора Николая II (но колонке простительно, интеллект-то искусственный), что, впрочем, подтверждает, что у многих святых тоже были и семьи, и обычная человеческая жизнь.

В Музее имени Андрея Рублева представили мультимедийный проект «Семьи небесные», который рассказывает о семейных узах праведников. Он представляет собой фильм, в который вошли десятки шедевров русского религиозного искусства разных эпох (в том числе и выдающиеся современные работы). Но фильм не просто статично показывает иконы и рассказывает, что и кто на них изображены: чтобы заинтересовать подрастающее поколение, здесь используется анимация, но деликатно и с пиететом к иконам и образам! Истории семейств озвучивают хорошо знакомые публике голоса Сергея Чонишвили и Лизы Арзамасовой. В результате получился анимированный «киномузей» с шедеврами русской иконописи, который способен легко перемещаться по всей стране и рассказывать о взаимоотношениях простых людей между собой, которые когда-то встретились с Богом, что изменило их жизнь.

А ведь святыми и правда не рождаются, а становятся. Но важно понимать, что они тоже — обыкновенные люди, со своими эмоциями, проблемами. Им не чуждо человеческое. Но самое интересное, что несмотря на их отдаленность во времени от нас, они сталкивались с теми же трудностями, что и мы — их истории абсолютно современны. В фильме подсвечены те аспекты отношений между святыми в их семьях, на которые мы зачастую не обращаем внимания:

«Марфа и Мария — две сестры с разными характерами, — рассказывает руководитель проекта Армен Попов, — одна любит заниматься хозяйством, но не задумывается о высоком. Вторая, напротив, ничего не делает по дому, но думает о спасении души. Когда в их семью пришла беда, умер Лазарь, обе сестры потрясающе начинают молиться и переживать, просить Христа об исцелении! Все это современно, каждый из нас знает такие семьи».

Действительно, история Марфы, Марии и Лазаря хорошо знакома многим, но с бытовой, общечеловеческой точки зрения на нее смотрят нечасто. Другой пример — брак в Кане Галилейской, когда Дева Мария попросила сына помочь молодым, у которых закончилось вино в разгар праздника, Он исполнил просьбу матери, несмотря на то, что было еще «не время»:

«Он ведь сделал это из уважения к матери, — комментирует Армен Геннадьевич. — Маленькая семейная история, которая показывает отношения внутри семьи. Именно на этом мы делаем акцент».

Интересно воплощение проекта, ведь вторгаться в сакральное существо иконы и сильно ее видоизменять было ни в коем случае нельзя, но сделать анимацию, «оживить» статику было необходимо — непростительно потерять драгоценное внимание юных зрителей, которых не так-то просто заинтересовать. При слове «оживить» картинку, многим сразу представляются популярные нынче работы искусственного интеллекта, которым мы, пожалуй, отравлены сегодня. От распространенных в Интернете приемов превращения портретов в фотографии, на которых персонажи улыбаются и даже двигаются, авторы «Семей небесных» отказались сразу. Хотелось анимировать изображения частично, не нарушив их целостности. Искусственный интеллект, кстати, с этой задачей не справился — видимо, еще не обучен работать с живописью такого рода. Поэтому традиционная работа аниматоров и дизайнеров взяла верх. В результате получилось аккуратное оживление некоторых элементов икон, которое действительно приковывает внимание к экрану, но не нарушает изображение. Ведь одной из задач проекта была показать широкой публике шедевры иконописи, а для этого было необходимо максимально сохранить икону такой, какая она есть. Может, авторы и пошли на компромисс в чем-то. Но стоит отметить, что фильм учит смотреть на икону и легко читать ее сюжет(хотя дидактических задач авторы проекта перед собой не ставили).

Полученный навык легко проверить здесь же, на выставке «Святые семьи», где собраны шедевры иконописи, которые тоже рассказывают о семейных узах — в этом смысле и экспозиция, и фильм дополняют друг друга. Отношения внутри семьи находят отражение в иконах, которые после просмотра фильма воспринимаются совсем иначе — легче увидеть эмоции, трепет. Образы становятся близкими, современными и понятными. Здесь тоже делают акцент на простоту человеческой жизни святых. Внимательный гость выставки обнаружит на одной из икон сцену пеленания новорожденной Девы Марии (часто ли вы видели этот сюжет в иконописи?) и многие другие трогательные сцены из семейной жизни святых. Кстати, оба проекта отвечают на тот самый вопрос ребенка, были ли у Иисуса Христа дедушка с бабушкой. Да, были — Иоаким и Анна, родители Девы Марии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...