Срочные новости раздела
Понтий Пилат вместо Воланда, распятие, поднятое на цепях: чем нова новая версия «Мастера и Маргариты»

Понтий Пилат вместо Воланда, распятие, поднятое на цепях: чем нова новая версия «Мастера и Маргариты»

Хотя с нечистой силы всё здесь и начинается, но в инсценировке Александра Лазарева ей отведена все-таки больше обслуживающая роль. Так, от сцены бала, решения которой и, желательно, трэшевого, всегда с нетерпением ждёт зритель, остался только финал. Но важный: кончен бал, гаснут свечи, хозяин дьявольского приёма в мрачном свете возле камина, Маргарита (Анфиса Ломакина) просит его за Фриду, чтобы той наконец перестали подавать платок, которым та задушила ребёнка. Отчего Мессир (Александр Домогаров) не в восхищении, а в раздражении: хозяйка бала не для себя просит.

А для себя потом: вернуть любовника — Мастера, который от отчаяния сжёг свой роман о Понтии Пилате. Но рукописи, как известно, не горят, и сочинение Мастера, как и он сам (Максим Чиков), вскоре материализуется на сцене. Свет заливает огромное пространство, победив тьму сатанинского мира, который по Гёте «та часть силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

То что Лазарев решил познакомить зрителя прежде всего с другой линией романа «Мастер и Маргарита» делает постановку вне конкуренции - как правило его коллеги предпочитают сосредотачиваться на проделках сатаны. Правда, в своё время классик польского кинематографа Анджей Вайда, думая экранизировать Булгакова, признавался, что взялся бы только за часть о Понтии Пилате, поскольку у него, то есть Вайды, не достаёт юмора для отражения Москвы 30-х годов, куда является дьявол со своей колоритной свитой.

Замысел Вайды в Польше остался невоплощённым. Зато на родине Булгакова теперь появилось театральное воплощение романа в романе. Что говорит о самых серьёзных намерениях нового главрежа - просвещать зрителя и не только того, что до сих пор ходил в театр на площади Суворова. А «Мастер и Маргарита» - кассовое название, которое в обязательном порядке приведет публику, что в кино, что в театр. В данном случае - армейский, чьи спектакли давно не избалованны аншлагами.

В самом деле, что это за историческое лицо и почему этой истории, которой Булгаков в своём романе придал библейский характер, получила на сцене зелёный свет, а вовсе не диковинные похождения иностранного консультанта с разноцветными глазами, говорящего жирного кота, сексапильной Геллы, а также пары типов сомнительного вида — Коровьева и Азазелло. Я уже не говорю о двух любовниках: ведь если в спектакле нет любви, то и зрителя в зале не будет. Тем не менее, театр Армии рискнул опровергнуть истину, знакомую любому театральному кассиру, и поставил в «Романе» именно на Понтия Пилата, бродячего философа Га-Ноцри, смущавшего толпу своими проповедями.

На первых премьерных показах «Романа» зал был забит. Зал смотрел и слушал, как наместник Иудеи, этот мрачный представитель власти, мучительно принимал непопулярное решение, смалодушничал, отчего и был обречён на муки совести и бессмертие. Именно о власти, ни как абстрактной категории, а о человеке, по полной расплатившемся за содеянное, сделал свой спектакль Александр Лазарев.

Кстати, на один из первых показов пришел пресс-секретарь президента России, правда, оказавшийся на спектакле исключительно по школьной дружбе с режиссером, нежели по государственным обязанностям.

Как же воплощена острая и особенно чувствительная для России, какой её период ни возьми, тема? Режиссёр пошёл путём иллюстративного театра, последовательно представив на огромной сцене главы романа в романе своего «Романа» (такая игра слов): вот прокуратор на ступеньках дворца, вот к нему приводят странного философа (Роман Богданов), у которого все люди почему-то добрые.

- Это ты собирался разрушить Ершалаимский храм?

- Добрый человек, поверь…

- Это меня ты называешь добрый человек? Ты заблуждаешься. В Ершалаиме все шепчутся про меня, что я свирепое чудовище - это абсолютно верно.

Иллюстративность постановки прежде всего в оформлении (декорация и костюмы Ольги Никитиной): по центру сцены - здоровый грубой фактуры камень с углублением, который то висит на тросах, то стоит недвижим. И возле него профилем к залу в белом балахоне с капюшоном, закрывшим лицо, сидит прокуратор (Александр Балуев). Точно каменный, оттого что «боялся качнуть пылающей адской болью головой». Каменный элемент сценографии, похоже, работал метафорой - власти или беспросветного одиночества, но подобное прочтение смущало прямолинейностью. Ее усугубили ещё и изображением земного шара по заднику - понятно, что космос или вечность. Смущала и выгородка комнатки Мастера, которая обстановкой своей (книжный шкаф красного дерева, большие окна на московскую улицу) больше напоминала рабочий кабинет какого-нибудь члена Союза писателей СССР, чем комнатку в подвале, куда приходила Маргарита к своему Мастеру. И готовила ему завтраки, и читала с ним главы его не ко времени написанного романа: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавистную прокуратором Иудею».

Подобный подход в оформлении не позволял спектаклю вырваться за рамки иллюстративности, чтобы открылось то философское, что заложено Булгаковым в романе именно линией Пилата. Но рамки иллюстрации то и дело нарушали прямо-таки яростная хореография (Михаил Колегов) в исполнении огромной массовки, какой мне давно не приходилось видеть в наших театрах: не менее шестидесяти молодых людей стремительно двигались по огромной сцене то в белых, то в чёрных одеждах под музыку Николая Парфенюка. И музыка — безусловная удача постановки: в ней слышалась и мешалась меж собой мистика, воинственность, обречённость, святость и покаяние. Временами казалось, что музыка управляла действием.

«Роман» в Театре Армии имеет также несколько эффектных сцен: во втором акте на конях выехала четвёрка всадников. Настоящие кони чёрной масти своей благородной статью и красотой несли мысль о надвигающемся Апокалипсисе. Но апогеем стало распятие Га-Ноцри, казнь которого так и не отменил Пятый прокуратор Иудеи, хотя мог. Распятие появлялось в ярком театральном свете и на тросах торжественно поднимали на заднем плане — оно как будто зависало в воздухе. 

В «Роман» Театра Армии призваны три артиста, мастерством своим подтвердивших свой звёздный статус - Александр Домогаров в роли Воланда и Максим Аверин с Александром Балуевым на роль Понтия Пилата. Причём, двое из них, Домогаров и Балуев, вместе с режиссером в начале своей актёрской карьеры проходили военную службу в одной команде Театра Армии, и с этой точки зрения проект можно назвать «пацанским», когда своих не бросают. Правда, для Домогарова королевства явно было маловато (финал бала в первом акте и финал во втором), развернуться, как говорится, негде. Но харизма, проступающая сквозь дьявольски сложный грим, голос, подачу текста - делает своё дело - и на поклонах к своему кумиру выстроилась очередь с букетами. Эта очередь конкурирует с очередью из фанаток клуба Максима Аверина.

Но в тот вечер, когда я смотрела «Роман», Понтия Пилата играл не он, а Александр Балуев, и нельзя было не поверить в мучительное одиночество его героя, наказанного бессмертием. Что касается других артистов, то их роли в спектакле оказались весьма скромны, но, подчинённые общему замыслу, они честно и в силу возможностей каждого были исполнены.

Ну а в финале спектакля армейская сцена наконец показала публике, на что она способна - заработала плунжерная система, которой здесь не пользовались много лет, и подняла из недр два огромных тяжелых моста: на одном стоял Мессир со свитой, на другом - красавица Маргарита с Мастером, наконец отпустившим своего героя.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...