Срочные новости раздела
Понтий Пилат вместо Воланда, распятие, поднятое на цепях: чем нова новая версия «Мастера и Маргариты»

Понтий Пилат вместо Воланда, распятие, поднятое на цепях: чем нова новая версия «Мастера и Маргариты»

Хотя с нечистой силы всё здесь и начинается, но в инсценировке Александра Лазарева ей отведена все-таки больше обслуживающая роль. Так, от сцены бала, решения которой и, желательно, трэшевого, всегда с нетерпением ждёт зритель, остался только финал. Но важный: кончен бал, гаснут свечи, хозяин дьявольского приёма в мрачном свете возле камина, Маргарита (Анфиса Ломакина) просит его за Фриду, чтобы той наконец перестали подавать платок, которым та задушила ребёнка. Отчего Мессир (Александр Домогаров) не в восхищении, а в раздражении: хозяйка бала не для себя просит.

А для себя потом: вернуть любовника — Мастера, который от отчаяния сжёг свой роман о Понтии Пилате. Но рукописи, как известно, не горят, и сочинение Мастера, как и он сам (Максим Чиков), вскоре материализуется на сцене. Свет заливает огромное пространство, победив тьму сатанинского мира, который по Гёте «та часть силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

То что Лазарев решил познакомить зрителя прежде всего с другой линией романа «Мастер и Маргарита» делает постановку вне конкуренции - как правило его коллеги предпочитают сосредотачиваться на проделках сатаны. Правда, в своё время классик польского кинематографа Анджей Вайда, думая экранизировать Булгакова, признавался, что взялся бы только за часть о Понтии Пилате, поскольку у него, то есть Вайды, не достаёт юмора для отражения Москвы 30-х годов, куда является дьявол со своей колоритной свитой.

Замысел Вайды в Польше остался невоплощённым. Зато на родине Булгакова теперь появилось театральное воплощение романа в романе. Что говорит о самых серьёзных намерениях нового главрежа - просвещать зрителя и не только того, что до сих пор ходил в театр на площади Суворова. А «Мастер и Маргарита» - кассовое название, которое в обязательном порядке приведет публику, что в кино, что в театр. В данном случае - армейский, чьи спектакли давно не избалованны аншлагами.

В самом деле, что это за историческое лицо и почему этой истории, которой Булгаков в своём романе придал библейский характер, получила на сцене зелёный свет, а вовсе не диковинные похождения иностранного консультанта с разноцветными глазами, говорящего жирного кота, сексапильной Геллы, а также пары типов сомнительного вида — Коровьева и Азазелло. Я уже не говорю о двух любовниках: ведь если в спектакле нет любви, то и зрителя в зале не будет. Тем не менее, театр Армии рискнул опровергнуть истину, знакомую любому театральному кассиру, и поставил в «Романе» именно на Понтия Пилата, бродячего философа Га-Ноцри, смущавшего толпу своими проповедями.

На первых премьерных показах «Романа» зал был забит. Зал смотрел и слушал, как наместник Иудеи, этот мрачный представитель власти, мучительно принимал непопулярное решение, смалодушничал, отчего и был обречён на муки совести и бессмертие. Именно о власти, ни как абстрактной категории, а о человеке, по полной расплатившемся за содеянное, сделал свой спектакль Александр Лазарев.

Кстати, на один из первых показов пришел пресс-секретарь президента России, правда, оказавшийся на спектакле исключительно по школьной дружбе с режиссером, нежели по государственным обязанностям.

Как же воплощена острая и особенно чувствительная для России, какой её период ни возьми, тема? Режиссёр пошёл путём иллюстративного театра, последовательно представив на огромной сцене главы романа в романе своего «Романа» (такая игра слов): вот прокуратор на ступеньках дворца, вот к нему приводят странного философа (Роман Богданов), у которого все люди почему-то добрые.

- Это ты собирался разрушить Ершалаимский храм?

- Добрый человек, поверь…

- Это меня ты называешь добрый человек? Ты заблуждаешься. В Ершалаиме все шепчутся про меня, что я свирепое чудовище - это абсолютно верно.

Иллюстративность постановки прежде всего в оформлении (декорация и костюмы Ольги Никитиной): по центру сцены - здоровый грубой фактуры камень с углублением, который то висит на тросах, то стоит недвижим. И возле него профилем к залу в белом балахоне с капюшоном, закрывшим лицо, сидит прокуратор (Александр Балуев). Точно каменный, оттого что «боялся качнуть пылающей адской болью головой». Каменный элемент сценографии, похоже, работал метафорой - власти или беспросветного одиночества, но подобное прочтение смущало прямолинейностью. Ее усугубили ещё и изображением земного шара по заднику - понятно, что космос или вечность. Смущала и выгородка комнатки Мастера, которая обстановкой своей (книжный шкаф красного дерева, большие окна на московскую улицу) больше напоминала рабочий кабинет какого-нибудь члена Союза писателей СССР, чем комнатку в подвале, куда приходила Маргарита к своему Мастеру. И готовила ему завтраки, и читала с ним главы его не ко времени написанного романа: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавистную прокуратором Иудею».

Подобный подход в оформлении не позволял спектаклю вырваться за рамки иллюстративности, чтобы открылось то философское, что заложено Булгаковым в романе именно линией Пилата. Но рамки иллюстрации то и дело нарушали прямо-таки яростная хореография (Михаил Колегов) в исполнении огромной массовки, какой мне давно не приходилось видеть в наших театрах: не менее шестидесяти молодых людей стремительно двигались по огромной сцене то в белых, то в чёрных одеждах под музыку Николая Парфенюка. И музыка — безусловная удача постановки: в ней слышалась и мешалась меж собой мистика, воинственность, обречённость, святость и покаяние. Временами казалось, что музыка управляла действием.

«Роман» в Театре Армии имеет также несколько эффектных сцен: во втором акте на конях выехала четвёрка всадников. Настоящие кони чёрной масти своей благородной статью и красотой несли мысль о надвигающемся Апокалипсисе. Но апогеем стало распятие Га-Ноцри, казнь которого так и не отменил Пятый прокуратор Иудеи, хотя мог. Распятие появлялось в ярком театральном свете и на тросах торжественно поднимали на заднем плане — оно как будто зависало в воздухе. 

В «Роман» Театра Армии призваны три артиста, мастерством своим подтвердивших свой звёздный статус - Александр Домогаров в роли Воланда и Максим Аверин с Александром Балуевым на роль Понтия Пилата. Причём, двое из них, Домогаров и Балуев, вместе с режиссером в начале своей актёрской карьеры проходили военную службу в одной команде Театра Армии, и с этой точки зрения проект можно назвать «пацанским», когда своих не бросают. Правда, для Домогарова королевства явно было маловато (финал бала в первом акте и финал во втором), развернуться, как говорится, негде. Но харизма, проступающая сквозь дьявольски сложный грим, голос, подачу текста - делает своё дело - и на поклонах к своему кумиру выстроилась очередь с букетами. Эта очередь конкурирует с очередью из фанаток клуба Максима Аверина.

Но в тот вечер, когда я смотрела «Роман», Понтия Пилата играл не он, а Александр Балуев, и нельзя было не поверить в мучительное одиночество его героя, наказанного бессмертием. Что касается других артистов, то их роли в спектакле оказались весьма скромны, но, подчинённые общему замыслу, они честно и в силу возможностей каждого были исполнены.

Ну а в финале спектакля армейская сцена наконец показала публике, на что она способна - заработала плунжерная система, которой здесь не пользовались много лет, и подняла из недр два огромных тяжелых моста: на одном стоял Мессир со свитой, на другом - красавица Маргарита с Мастером, наконец отпустившим своего героя.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...