Срочные новости раздела
Город переехал в стены музея

Город переехал в стены музея

Главная мысль выставки, которую здесь стремятся вложить в умы посетителей: подними голову, там — красота! Экспозиция подсказывает гостям, что наш огромный город — это не только дороги, метро, скорость, но и прекрасная архитектура и монументальная живопись, ради которой стоит порой замедлиться.

Маршрут прогулки по «городу» под крышей музея можно выбрать любой, здесь нет четкого направления, куда двигаться — все экспонаты логично перекликаются друг с другом, что нет необходимости четко следовать хронологии.

О монументальной живописи в столице давно пора было поговорить — в этом смысле авторы экспозиции вовремя подсуетились. И, надо сказать, им действительно удалось сделать «филиал» Москвы в выставочном пространстве — экспозиция огромная и требует много времени, но оно будет потрачено с пользой и удовольствием, а также позволит взглянуть на город с другой стороны — стоит только поднять голову.

«Создание искусственной природы, звучащей содержательными ритмами, меняющими самочувствие человека» — так задачу монументального искусства определяет Фаворский, чьему творчеству здесь посвящен не один стенд. Любопытно, что здесь показывают еще и те шедевры, которые не сохранились. Например, Дом моделей. Его эскизы, где можно рассмотреть весь фасад, фотографии, но самое интересное — картон, который здесь представлен в виде печати на ткани, имитирующей бумагу, но и оригинальный картон существует. Правда он не может быть экспонирован, но благодаря такой копии складывается понимание масштаба работ Фаворского над Домом моделей. А ценность его для нас в том, что этот картон с эскизами фигур демонстрируется впервые за долгое время (последний раз «выход в свет» он совершал в 1960-е годы на выставке Фаворского).

«Мне кажется очень важным, что мы сегодня должны задуматься о сохранении монументального искусства в нашем городе, — комментирует Анна Трапкова, директор Музея Москвы, — все больше появляется поклонников у позднесоветского модернизма и у монументального искусства. Выставка — это повод подумать не только о наслаждении искусством в городе, но и как его сохранять». И в этом смысле экспозиция напоминает нам еще и о том, что мы уже потеряли, призывая беречь то, что имеем.

«Экскурсия» по монументальной живописи Москвы здесь не только наземная, но и подземная. Сложно себе представить столицу без наших подземных дворцов. Традиционно толпы туристов можно встретить на самых шикарных станциях — «Комсомольская» кольцевая и «Маяковская». Вполне заслуженно! Ведь от их шикарного убранства, тоже шедевров монументального искусства, сложно отвести взгляд. А ведь «Комсомольская» не всегда была такой, какой мы ее знаем сегодня. Как она видоизменялась, на экспозиции рассказывают в деталях.

Выставка призывает нас смотреть наверх — справедливо. Но есть здесь один зал, где предлагают совсем другой взгляд на монументальную живопись — сверху вниз на крыши города. Так на столицу видели вражеские летчики во время войны. Все московские исторические красоты были под угрозой уничтожения, а потому было принято решение замаскировать их — и это тоже вид монументальной живописи. Макет маскировки Москвы здесь представлен в мультимедийном формате — оригинал экспонировать, увы, нельзя. Но тем лучше — у нас есть возможность детально и близко рассмотреть все нюансы того, что придумали Николай Спиридонов (предложил план по маскировке Кремля и окрестностей) и группа художников под руководством Бориса Иофана, академика архитектуры. Маскировка позволила спасти исторический облик первопрестольной, а также показала, что средствами монументальной живописи можно преобразить городской ландшафт до неузнаваемости — вот какая великая роль у этого живописного языка! 

«Город-сказка, город-мечта» — так можно сказать о Зеленограде, активная застройка которого развернулась в 1960-е годы. Здесь архитекторы и художники работать с искусством в масштабе города и человека. Город-спутник Москвы развивался как наукоград, «электронная» столица. Архитектор Игорь Покровский инициировал идею города-парка. И действительно, значительная часть Зеленограда до сих пор представляет собой огромный лесопарк. Но вся эта красота, во-первых, для комфортной жизни будущих зеленоградцев, а во-вторых, для того, чтобы здесь можно было еще и с удовольствием работать на благо государства. И действительно, здание Института электронной техники (МИЭТ), Торговый центр на площади Юности — все здесь шедевры архитектурного искусства и монументальной живописи. Предполагалось, что внешняя красота города будет радовать глаз и вдохновлять на новые открытия. Тем самым, искусство, которое расположилось прямо на стенах зданий города, общалось с человеком и улучшало качество его жизни. И ведь сработало!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...