Срочные новости раздела
Город переехал в стены музея

Город переехал в стены музея

Главная мысль выставки, которую здесь стремятся вложить в умы посетителей: подними голову, там — красота! Экспозиция подсказывает гостям, что наш огромный город — это не только дороги, метро, скорость, но и прекрасная архитектура и монументальная живопись, ради которой стоит порой замедлиться.

Маршрут прогулки по «городу» под крышей музея можно выбрать любой, здесь нет четкого направления, куда двигаться — все экспонаты логично перекликаются друг с другом, что нет необходимости четко следовать хронологии.

О монументальной живописи в столице давно пора было поговорить — в этом смысле авторы экспозиции вовремя подсуетились. И, надо сказать, им действительно удалось сделать «филиал» Москвы в выставочном пространстве — экспозиция огромная и требует много времени, но оно будет потрачено с пользой и удовольствием, а также позволит взглянуть на город с другой стороны — стоит только поднять голову.

«Создание искусственной природы, звучащей содержательными ритмами, меняющими самочувствие человека» — так задачу монументального искусства определяет Фаворский, чьему творчеству здесь посвящен не один стенд. Любопытно, что здесь показывают еще и те шедевры, которые не сохранились. Например, Дом моделей. Его эскизы, где можно рассмотреть весь фасад, фотографии, но самое интересное — картон, который здесь представлен в виде печати на ткани, имитирующей бумагу, но и оригинальный картон существует. Правда он не может быть экспонирован, но благодаря такой копии складывается понимание масштаба работ Фаворского над Домом моделей. А ценность его для нас в том, что этот картон с эскизами фигур демонстрируется впервые за долгое время (последний раз «выход в свет» он совершал в 1960-е годы на выставке Фаворского).

«Мне кажется очень важным, что мы сегодня должны задуматься о сохранении монументального искусства в нашем городе, — комментирует Анна Трапкова, директор Музея Москвы, — все больше появляется поклонников у позднесоветского модернизма и у монументального искусства. Выставка — это повод подумать не только о наслаждении искусством в городе, но и как его сохранять». И в этом смысле экспозиция напоминает нам еще и о том, что мы уже потеряли, призывая беречь то, что имеем.

«Экскурсия» по монументальной живописи Москвы здесь не только наземная, но и подземная. Сложно себе представить столицу без наших подземных дворцов. Традиционно толпы туристов можно встретить на самых шикарных станциях — «Комсомольская» кольцевая и «Маяковская». Вполне заслуженно! Ведь от их шикарного убранства, тоже шедевров монументального искусства, сложно отвести взгляд. А ведь «Комсомольская» не всегда была такой, какой мы ее знаем сегодня. Как она видоизменялась, на экспозиции рассказывают в деталях.

Выставка призывает нас смотреть наверх — справедливо. Но есть здесь один зал, где предлагают совсем другой взгляд на монументальную живопись — сверху вниз на крыши города. Так на столицу видели вражеские летчики во время войны. Все московские исторические красоты были под угрозой уничтожения, а потому было принято решение замаскировать их — и это тоже вид монументальной живописи. Макет маскировки Москвы здесь представлен в мультимедийном формате — оригинал экспонировать, увы, нельзя. Но тем лучше — у нас есть возможность детально и близко рассмотреть все нюансы того, что придумали Николай Спиридонов (предложил план по маскировке Кремля и окрестностей) и группа художников под руководством Бориса Иофана, академика архитектуры. Маскировка позволила спасти исторический облик первопрестольной, а также показала, что средствами монументальной живописи можно преобразить городской ландшафт до неузнаваемости — вот какая великая роль у этого живописного языка! 

«Город-сказка, город-мечта» — так можно сказать о Зеленограде, активная застройка которого развернулась в 1960-е годы. Здесь архитекторы и художники работать с искусством в масштабе города и человека. Город-спутник Москвы развивался как наукоград, «электронная» столица. Архитектор Игорь Покровский инициировал идею города-парка. И действительно, значительная часть Зеленограда до сих пор представляет собой огромный лесопарк. Но вся эта красота, во-первых, для комфортной жизни будущих зеленоградцев, а во-вторых, для того, чтобы здесь можно было еще и с удовольствием работать на благо государства. И действительно, здание Института электронной техники (МИЭТ), Торговый центр на площади Юности — все здесь шедевры архитектурного искусства и монументальной живописи. Предполагалось, что внешняя красота города будет радовать глаз и вдохновлять на новые открытия. Тем самым, искусство, которое расположилось прямо на стенах зданий города, общалось с человеком и улучшало качество его жизни. И ведь сработало!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...