Срочные новости раздела
Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Друг Льва Николаевича

Об Александре Борисовиче часто говорят как о человеке, олицетворяющем мудрость. Даже его фамилия — тому подтверждение: в переводе с немецкого Golden Weiser означает «золотая мудрость». У его рассудительности и жизненного опыта была благодатная почва для развития. Александру Борисовичу улыбнулась большая удача в лице Льва Николаевича Толстого. В январе 1896 состоялась их первая встреча, которая привела к близкой дружбе двух великих (и это несмотря на почти 50-летнюю разницу в возрасте!).

«Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа», — пишет Гольденвейзер. И эту задачу он будет воплощать в течение всей жизни, станет одним из ведущих музыкантов-просветителей советского времени.

Великий просветитель

Педагогическая деятельность сыграла огромную роль в судьбе Гольденвейзера. И по сей день он «поет», а точнее, «играет голосами своих детей» — в Московской консерватории он проработал более 50 лет и воспитал огромную плеяду талантливых музыкантов — Гинзбург, Каплан, Кабалевский и многие другие, кто позднее по примеру своего Учителя также передавали свои знания. Более того, знаменитая Центральная музыкальная школа, первый этап образования на творческом пути большинства выдающихся музыкантов, — тоже его заслуга. Именно он инициировал и основал ЦМШ. В 1932 году вместе с ректором консерватории Шацким они сформировали «Особую детскую группу» для музыкально одаренных детей. Позднее в консерватории открылось Детское отделение. А затем группу и Детское отделение преобразовали в ЦМШ, которая сегодня славится своими выпускниками — Владимир Ашкенази, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев…

Кстати, и самому Гольденвейзеру довелось побывать ректором консерватории. Причем дважды! Сначала после Гражданской войны, а затем накануне и во время Великой Отечественной — в самые тяжелые для страны времена. Такие испытания успешно проходят лишь люди невероятной силы духа.

Гольденвейзеровский пианизм

Говорят, что преподавать идут, в основном, те, кто не состоялся как исполнитель. Но это в корне неверное суждение, и Гольденвейзер тому подтверждение. Вплоть до 1950-х годов, когда музыканту было уже под 80 лет, он выступал как пианист. Соло, в ансамбле, с оркестром — ему удалось совместно выступить со многими великими музыкантами-современниками. Пабло Казальс, Давид Ойстрах, Леонид Коган — список гигантский. И как любой выдающийся пианист, Александр Борисович обладал своей, особенной манерой исполнения. Большая его заслуга — образцовая исполнительская трактовка произведений Моцарта. Александр Борисович, разумеется, не мог общаться с композитором лично. Но при прослушивании записей Гольденвейзера создается впечатление, что либо играет сам Моцарт, либо человек из его близкого круга общения, знакомый с автором музыки. Иначе как объяснить то глубокое понимание личности композитора — его жизнелюбие и солнечность, нежность, с одной стороны, трагедию, скорбь и глубокую печаль — с другой? Но не Моцартом единым, мастерство пианиста отчасти заключено и в умении быстро переключиться от одной эпохи к другой. Не менее блистательно звучали гольденвейзеровский Бах, Шопен, Скрябин и многие-многие великие классики. 

Под редакцией…

Любопытно, что «сыграть по-Гольденвейзеровски» современный пианист может не только послушав записи его исполнений, но и попросту открыв ноты, где под именем композитора мелким шрифтом значится: «Под редакцией А. Гольденвейзера». Как редактор, Александр Борисович облегчил жизнь музыкантам на долгие годы вперед. Не будем пытаться сосчитать, какое количество произведений, включая музыку венских классиков, Листа, Шумана, Глинки, Бородина и других гениев прошли через редакторскую правку Гольденвейзера. Впрочем, каждый начинающий пианист с фамилией Гольденвейзер знаком хотя бы понаслышке: большинство молодых исполнителей соприкасались с инвенциями Баха и наверняка под редакцией Александра Борисовича, которая, бесспорно, одна из самых убедительных. 

Спаситель музыки

В 14 лет маленький Саша получил от мамы подарок — красивая тетрадь в старинном кожаном переплете, которая стала его дневником. Привычка вести ежедневные записи осталась с музыкантом на всю жизнь. Он вряд ли мог знать, что после смерти его заметки будут ценнейшим свидетельством героизма и отваги людей в тылу во время Великой Отечественной. И сам он тоже проявил стойкость в непростые времена, ведь когда началась война, он был ректором Московской консерватории. Спасать ЦМШ пришлось ему же. Когда в Москве ввели военное положение, все с ужасом ожидали вражеские налеты, в стенах консерватории жизнь шла своим чередом — время такое: выпускные и вступительные экзамены в самом разгаре. Но когда пришло время эвакуироваться, Александр Борисович поспособствовал и здесь. Более того, к нему обращались за помощью самого разного рода в тяжелые военные годы, все же он был человеком авторитетным. И словом, и делом — чем мог, он всегда поддерживал. Гольденвейзеру тогда было 66 лет. Но несмотря на возраст, он был примером мужества и той самой «золотой мудрости».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...