Срочные новости раздела
Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году по инициативе Наталии Сац, чтобы в дальнейшем в ее же театре и поставить. Сказку на собственный текст композитор сочинил для того чтобы познакомить детей с тембрами оркестра. Произведение любят использовать преподаватели в детских музыкальных школах — тут Сергей Сергеевич действительно постарался, обеспечив прекрасный методический материал для младшеклассников.

По сюжету пионер Петя, Птичка, Утка и Кошка встречаются утром. Пернатые спорят о том, кто из них на самом деле является птицей, а Кошка пытается поймать хоть кого-то из них. К ним присоединяется ворчливый дедушка Пети, который предупреждает героев о том, что в лесу водится Волк, который тут же и появляется. Герои едва успели спрятаться от зубастого лесного хищника — все, кроме Утки. Но храбрый пионер хитростью ловит волка веревкой за хвост и всех спасает (кроме уже съеденной Утки, конечно). Рассуждение о том, как юному Пете удалось удерживать тяжеленного зверя — опустим, все же это сказка. Но отважный и находчивый пионер справился с хищником и удерживал его до тех пор, пока не появились Охотники. В финале все триумфально провожают Волка в зоопарк, и даже Утка подает голос, крякая из желудка Волка - он так торопился, что проглотил домашнюю птицу целиком.

Надо сказать, что-то не первая джазовая интерпретация прокофьевской сказки — здесь новаторской идеи нет. Но в джазе, как известно, нужно невероятно постараться, чтобы повториться, оттого и интересно. Стоит отдать должное смелости авторов интерпретации: не каждый дерзнет сделать обработку классики. Вспоминается знаменитый советский композитор Сергей Слонимский, который был мастером импровизации. Всякий раз, когда на творческих вечерах публика просила его сымпровизировать на тему Великих, он отвечал: «Ну что вы! Это же Гайдн!» (или Бах, или Моцарт, или….) и принципиально отказывался от предложенной темы. Однако здесь все отнеслись к оригиналу Прокофьева с пиететом и сохранили многие авторские решения, добавив лишь джазового драйва. «Интертрепации» не случилось.

Виктор Добронравов, чтец, перед началом представления попросил нас включить воображения, но в этом не было большой необходимости — его таланта перевоплощения, а также выразительности музыки хватило, чтобы воображение заработало само даже у тех, кто уже давно не верит в сказки.

У Прокофьева каждый персонаж связан с определенным тембром и мелодией — это своеобразное «пособие» по оркестровым тембрам. Здесь авторскую идею сохранили, но снова оджазили — это тоже пособие, но по тембрам джазового оркестра. У Прокофьева Петю изображала струнная группа, здесь же за него отвечала ритм-секция, фортепиано и соло электрогитары. Тембр Птички в обоих случаях изображает флейта. Прокофьевский гобой для Утки здесь заменили сопрано-саксофоном, на котором играл сам Игорь Бутман. За кошачью грацию отвечал альт-саксофон (у Прокофьева — кларнет). Баритон-саксофон озвучивал дедушку (вместо фагота), Волка — тромбон (а не валторны), Охотники — оркестровое tutti. 

Непросто определиться с любимым персонажем сказки, каждый обладал своей фишкой. Но больше всех сочувствия у публики вызвала гибель Утки и ее незавидная судьба в волчьем желудке. Трагический эпизод сказки сопровождался печальным соло электрогитары, что, кстати, тоже прозвучало здорово и не вызвало отторжения в сравнении с оригиналом Прокофьева. Еще один персонаж — дедушка. Оказывается, ворчание может быть очаровательным, что раскрылось благодаря, опять же, тембру.

Как бы к этой версии отнесся сам Сергей Сергеевич, утверждать не возьмемся (хотя сам композитор вряд ли подозревал, что многие отечественные джазмены будут вдохновляться именно его творчеством). А вот реакция публики была показательной. Во-первых, был полный зал взрослых слушателей, несмотря на то, что сказка детская. Хохотали от души и сочувствовали несчастной Уточке, но все неизменно на улыбке. Казалось, что поверили в эту историю. Во-вторых, сама за себя продолжительная овация, которая длилась без малого 5 минут и крики «Бис!», на что Игорь Бутман ответил: «Еще раз, сначала?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...