Срочные новости раздела
Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Вообразить, какой клад таят в себе фонды такого гиганта, как Пушкинский музей, — непростая задача. Каждый раз здесь находят чем удивить своего зрителя. На выставке «Сокровищница графики» не обманули и действительно показали сокровища. Некоторые из них не видели свет почти сто лет!

Экспозиция условно делится на три части. В первом разделе ностальгируют по эпохе Николая Романова — нет, не императора, а одного из величайших отечественных ученых, который с 1923 по 1928 год возглавлял Музей изящных искусств (так раньше назывался Пушкинский). Свою деятельность он начал еще в Румянцевском музее, который на рубеже веков был одним из крупнейших просветительских учреждений империи. В его ведомстве там находились Картинная галерея и Гравюрный кабинет — главное графическое собрание Москвы. Когда в 1924-м Румянцевский расформировали, его коллекцию унаследовал Музей изящных искусств. Ныне это отдел графики ГМИИ. Заслуга Николая Романова, которой здесь по праву гордятся, — создание нового типа музея, где гармонично сочетаются историческое наследие художников с работами современных мастеров.

В этом разделе показывают гравюрные «хиты», которые полюбились публике во времена, когда выставочными проектами занимался Романов, — это были первые экспозиции графики в Москве. Прежде всего, конечно, Альбрехт Дюрер — на выставке представлена гравюра «Искушение лентяя (сон доктора)» и «Авраам и три ангела» Рембрандта Харменса ван Рейна — из названия и по сюжету угадывается Троица, но традиция изображения «Гостеприимства Авраама» у Дюрера совсем другая.

Были и другие любимцы зрителей, например «Прекрасный Нарцисс» Оноре Домье. «Гибель «Ганнибала» британского художника Фрэнка Уильяма Брэнгвина — одна из лучших гравюр художника и та работа, которую особенно отмечали современники Романова, увидевшие ее на выставке сто лет назад. «Ганнибал» — огромный военный корабль, метафора эпохи, символизирующая ее гибель. Знамение времени. Но не гравюрой единой: за историческую часть в этом разделе отвечают каталоги выставок, которые проходили век назад, и другие любопытные исторические документы, связанные с работой музея.

Мостиком между художниками ушедших эпох и теми, кто ближе к нам по времени, является творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, которая любила отмечать, что родилась ровно 400 лет спустя после Дюрера и считала себя продолжательницей великих традиций гравюры. Творчество Остроумовой-Лебедевой и других ее отечественных коллег (Елизавета Кругликова, Вадим Фалилеев) открывает второй раздел экспозиции, где показывают наследие русских гравюристов, чьи произведения целенаправленно приобретались в коллекцию Гравюрного кабинета. Художникам начала XX столетия пришлось нелегко — уже была изобретена фотография, которая, как и искусственный интеллект сегодня, казалось, вытесняла изобразительное искусство с подмостков.

Третий раздел — работы британских мастеров. Они здесь неспроста — кульминацией профессиональной деятельности Николая Романова стал крупный обмен произведениями печатной графики между московскими и лондонскими музеями. Николай Ильич Романов тогда тесно сотрудничал с художником Фрэнком Брэнгвином, и в течение 1925 года Музею изящных искусств передали в дар более 600 произведений из Великобритании.

Не просто «сокровищница», а чудесный калейдоскоп, демонстрирующий разнообразие, которым может похвастаться искусство графики — такова эта экспозиция. Вопреки распространенному мнению, что в гравюрах не так много цвета, здесь перед нами яркая палитра не только красок, но и разнообразных сюжетов. Остановиться и рассмотреть стоит хотя бы работу Джона Эдгара Платта «Гигантский шаг», где проявляется интерес художника к жизни обычных людей. Пляж, резвятся дети (кстати, это семейство самого художника) — живость всего происходящего с одной стороны и фантасмагория — с другой. А по соседству — реалистичные, живые «Чибисы», «Выпь» и «Зимородок» — работы Аллена Уильяма Сиби.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...