Срочные новости раздела
Состоялась премьера оперы «Богема» в Михайловском театре

Состоялась премьера оперы «Богема» в Михайловском театре

Отправляясь на «Богему» в Петербург, я ожидала от Владимира Кехмана радикального прочтения оперы Пуччини. Скажем, перенесения действия «Богемы» на Патрики, где, как говорится, каждой твари (от бизнеса, гламура, попсы, эскорта и жриц любви, что, в принципе, одно и тоже) по паре, но по дремучести возомнившей себя богемой. Ну или того, что героями постановки Владимир Абрамович сделает детей «Оттепели» – шестидесятников, некоторые из которых заслуженно считаются классиками отечественного искусства. Зная взгляды художественного руководителя Михайловского театра, такие версии «Богемы» были бы вполне в духе времени. Однако… 

В качестве увертюры, которой, кстати, у Пуччини в опере нет, Кехман предложил классику французского шансона. И не что-нибудь, а «La Bohème» 1965 года из репертуара Шарля Азнавура. Ее на выгородке у правого портала исполняет небольшой поп-состав – клавиши, ударная установка, ритм и бас гитара, вокал. Этот хит сопровождает сделанные в стиле ретро черно-белые кадры из жизни парижской богемы – в съемных мансардах поэты, художники, музыканты, покуривая (вопрос - что?) и попивая вино, читают стихи девушкам или просто валяются с книжкой, или поют.  

Здесь же виды Парижа, но не того, что сейчас – с горами мусора, кострами на ночных улочках, бездомными и мигрантами, спящими под грязными одеялами на мостовых, а Парижа, что у многих еще в памяти – романтичного, уютного, но которого, увы, уже нет. Или почти нет. Нетронутым пока остается разве что символ французской столицы – Эйфелева башня, которая тоже часть декорации в спектакле.          

«Богема» Азнавура практически без паузы переходит в «Богему» Пуччини, и те молодые люди, что пели шансон, тут же превратятся в героев оперы – поэта Рудольфа, художника Марселя, философа Коллена, музыканта Шонара.  

Важно уточнить, что понятие «богемы» во времена Пуччини и в нынешние означает совсем не одно и то же. В прошлом это был достаточно маргинальный артистический круг, не имевший ни особых денег, ни славы. И творческой интеллигенцией входивших в него тоже тогда не называли. Художников, поэтов, музыкантов, которые могли себе позволить жить в Париже лишь в мансардах, легче сравнить с бродячими цыганами, нежели с золотой молодежью, светскими львами и львицами, по каким-то причинам причисленными к творческим людям.

Именно из этого исходил постановщик, намеренно отказавшийся от каких бы то ни было социальных и политических акцентов в спектакле. Перенеся сюжет в 60–70-е, Кехман исключил из действия даже судьбоносные для Франции того времени выступления парижского студенчества, во многом повлиявшие на ход политической истории, и сосредоточился исключительно на коллективном портрете богемы. «Богема, богема/Это означало быть счастливым/Богема, богема/ Мы ели только раз в два дня», – пел когда-то Азнавур.

Но в своей трактовке режиссер следовал прежде всего Пуччини: решив не перечить божественной музыке, он не стал испытывать ее на прочность актуальностью, конфликтовать с ней в угоду моменту. У него на сцене все мило и элегантно: герои – вполне себе симпатичные молодые люди. Денег нет, но есть необыкновенная легкость в восприятии бытия, беспечность, особый взгляд на мир, отношения, который они переводят в вирши, фиксируют на полотнах или философских статьях… А тут еще любовь – прекрасная Мими, в которую влюблен поэт, и Мюзетта – пассия художника. 

В полном согласии с красотой и праздничностью музыки первого акта, с его замечательными дуэтами, ансамблями Владимиру Кехману, намеренно отказавшемуся от провокаций, удалось создать реальный портрет богемы. Показать ее какой она есть, без особых прикрас. Иногда жизнь богемы даже предстает в розовом свете – и второе действие оперы как раз начинается со знаменитой песни Эдит Пиаф «Vie en rose» в исполнении тех же оперных певцов, которые, кстати, замечательно поют шансон.

Но и Пуччини солисты Михайловского и приглашённые артисты исполняют блистательно. Здесь была сплочённая командная игра – с темпераментом, лёгкостью, присущей характеру музыке Пуччини. Обе пары – Рудольф и Мими (из Михайловского Сергей Кузьмин и Маргарита Шаповалова, Кристина Калинина из НОВАТа и Карлен Манукян из Пермской оперы), во-первых, идеально подходили друг к другу, а во-вторых, продемонстрировали замечательное сочетание игры и вокала  с большой палитрой красок.

Как и в опере «Дама с камелиями», Владимир Кехман в «Богеме» остался верен своему пристрастию к балету: артистки балета Михайловского эффектно появляются в сценах в кабаре. И я бы удивилась, если бы не увидела на сцене Сергея Лейферкуса, выступившего в роли Бенуа. Похоже, что знаменитый баритон стал талисманом режиссера. 

Постановка легка и изящна настолько, что тема наркотиков обозначена лишь окурком, кочующим по рукам в кругу творцов. В этой постановке представители богемы – симпатяги, но не обязательные, никого не осуждающие, но беспомощные в тяжёлых ситуациях. Даже оказавшись перед лицом смерти, Рудольф, теряющий Мими, ничем не готов жертвовать ради возлюбленной. И тут философская идея о смысле и скоротечности жизни уходит на второй план. А финальная сцена гибели Мими, скорее, не цитата, а реверанс постановщика в сторону творчества Начо Дуато, потерявшего родную сестру и сочинившего в ее память балет «Белая смерть». 

   Отдельный герой спектакля – оркестр Михайловского театра под руководством музыкального руководителя и главного дирижёра НОВАТа   Михаила Татарникова. Оркестр не только пленял звучанием, но, казалось, сам создавал драматургическую форму. Умело и тонко вёл историю героев «Богемы» – от радостного, беззаботного, легкомысленного начала до ее трагического конца. Динамические контрасты внутри партитуры, тончайшие темповые переходы, выпуклые соло духовых и скрипок, хрустальный звук арфы, благородство медных инструментов подчёркивали своим ярким звучанием все кульминационные моменты, которых в партитуре Пуччини достаточно. А страстное и глубокое звучание струнных вдруг переходило на тончайшие пианиссимо. «В такие моменты оркестр как будто шелестел под руками маэстро», – сказал мне после спектакля музыкальный руководитель Михайловского театра Александр Соловьев, оценивая работу коллеги. 

Интервью с Владимиром Кехманом после спектакля.

– Владимир Абрамович, все-таки, почему ваша «Богема» оказалась в 60-70-х годах?

– Мне кажется, что 60–70-е очень подходят, во-первых, к самому названию оперы Джакомо Пуччини, а во-вторых, это, как мы теперь понимаем, были самые беззаботные годы во всем мире. Когда, с одной стороны, творчество, с другой, алкоголь и наркотики были общим местом.

- Заподозрить вас в симпатии к творческой богеме, прежней и особенно теперешней, трудно.

– С моей точки зрения, эти люди проводят абсолютно бессмысленную жизнь. И Мими, лишенная какой-либо фальши, с ее настоящим чувством, в их мире погружается в состояние лживого, в моём понимании, счастья и попробовав всё, не выдерживает. На мой взгляд, суть всей этой истории – в том, что единственный человек, который действительно искренне любит, – это Мими. Все остальные любят только себя. 

– Это первая серьезная коллаборация Михайловского и НОВАТа, хотя солисты НОВАТа уже участвовали в постановках Михайловского (Кристина Калинина, например, пела в «Опричнике»). После столь массовой интервенции новосибирцев в «Богему» оперная коллаборация театров продолжится?

– Наши оперные компании сейчас очень похожи по причине того, что идеология Михаила Татарникова, конечно, очень прижилась в Новосибирске. И в связи с тем, что он раньше работал здесь, получились такие два сообщающихся сосуда. Очень много певцов и танцовщиков танцуют здесь, и наши ездят в Новосибирск, и это, как мне кажется, должно быть примером для всех других театров.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...