Срочные новости раздела
В «Геликоне» состоялась премьера оперы «Мадам Баттерфляй»: Бертман заставил зал рыдать

В «Геликоне» состоялась премьера оперы «Мадам Баттерфляй»: Бертман заставил зал рыдать

Случаются спектакли, которые превращают стандартную миссию критика – написать рецензию – в невыполнимую. Потому что впечатление от «предмета критики» обезоруживает журналиста, не давая ему возможности «поверить алгеброй гармонию». С «Мадам Баттерфляй» в «Геликоне» как раз тот самый случай. После такого спектакля хочется говорить о любви и достоинстве, о противопоставлении цивилизаций, о гениальной музыке, о красоте, мироздании, космосе и черт его еще знает о чем. А не о мизансценах, балансе оркестра, высоте взятых певцами нот и изобретательности видеопроекций. Но – деваться некуда. И придется разобраться, почему в конце спектакля зрители хлюпали носами, терли глаза, суетливо надевали темные очки. И если бы это относились только к женской части публики – вполне себе маскулинные мужчины не могли, да и не хотели скрыть навернувшихся слез.

Как обычно, «Геликон» погружает зрителей в атмосферу спектакля с момента, как они переступают порог театра. В фойе зрителей встречают стюарды в черных кимоно. В выставочном пространстве – интереснейшая экспозиция японских кимоно времен создания оперы (конец XIX – начало ХХ вв.), а также уникальная выставка частной коллекции Елены Образцовой – китайские и японские вещицы, фарфоровые драконы, веера, лаковые шкатулки, ширмы, панно, курильницы.

Дмитрий Бертман поставил спектакль в первой авторской редакции. Той самой, написанной в 1904 году, которая была представлена в театре Ла Скала и вошла в историю как самый громкий и неприличный провал премьерного показа. Трудно поверить, но «Мадам Баттерфляй», оперный хит, входящий в топ самых популярных партитур, вызвала не просто холодный прием, а топанье, свист, улюлюканье, выкрики и издевки. После этого Пуччини не сдался, отредактировал свое детище, которое ему самому очень нравилось, разделив двухактную оперу на три действия и сократив первый акт. В «Геликоне» опера идет в двух длинных актах, которые пролетают как одно мгновение. Это вообще свойственно музыке Пуччини – какой-то секрет он знал про время, заставляя его сжиматься в сознании слушателя. Судя по всему, Дмитрию Бертману и маэстро Марко Боэми тоже известен этот секрет. А потому оркестр звучит так, как этого хотел автор: не прерываясь, не тормозя, моделируя состояние живого человека, в котором ни на секунду не останавливается биение сердца. Остановка – смерть. Которая и наступает в финале безжалостных, не оставляющих надежды на хэппи энд пуччиниевских партитур.

Замечательные соло в оркестре – трогательный гобой (Майя Бакум), нежная флейта (Татьяна Ларина), яркие краски трубы и валторны (Никита Шишков и Антон Ветров), захватывающие тутти в кульминациях, которые, тем не менее, не перекрывают великолепные голоса солистов.

В роли Пинкертона Иван Гынгазов – вряд ли можно пожелать лучшее исполнение этой партии. Его мужественный с баритональными красками тенор безупречен. Характерная для Пуччини экспрессия вокальных партий в сочетании с полнозвучным оркестром нередко провоцируют певцов на форсирование голоса, пение на грани возможностей. Но здесь никто этим не грешит: Давид Посулихин (Горо), Константин Бржинский (Шарплесс), Дмитрий Скориков (Якусидо), Дмитрий Пономарев (Ямадори) – у всех чистота интонации и высокое качество звуков на форте показывают имеющийся солидный запас. Что уж говорит о прекрасной Ларисе Костюк в партии Сузуки. Очень интересный образ у Кэт Пинкертон в исполнении Инны Звеняцкой: счастливая соперница взахлеб плачет, заставляя обреченную на смерть Баттерфляй ее утешать.

Роль Баттерфляй – в числе тех оперных партий, о которых говорят: если у вас нет стопроцентной исполнительницы, то нечего даже думать о постановке. В «Геликоне» Баттерфляй однозначно есть: Валентина Правдина с ее красивым и сильным сопрано, проникающим в душу пиано, легкими и при этом ярко звучащими верхами.

Эта опера как ни одна другая у Пуччини дает возможность режиссеру проследить в подробностях и деталях движение и развитие персонажей, их отношений. Именно это демонстрирует Дмитрий Бертман с ошеломляющим мастерством и какой-то ювелирной психологической достоверностью. Превращение циничного американца Пинкертона, купившего себе японочку, в одержимого страстью любовника, в конце концов приходящего в отчаянье от содеянного, – такой путь проходит герой Ивана Гынгазова. Не менее пристально публика следит и за развитием героини Валентины Правдиной: покорная юная гейша, влюбленная женщина, «американская» жена, свято верящая в любимого, мать, готовая на все ради своего сына, и наконец – полная достоинства японка, совершающая сэппуку, как самый настоящий самурай.

Огромный симфонический антракт к финальной сцене содержит сюрприз, без которого Бертман не был бы Бертманом. Пока Баттерфляй, Сузуки и малыш спят в ожидании Пинкертона, он вдруг появляется на сцене с подарками и цветами. Все просыпаются, обнимаются, достают из холодильника шампанское, открывают кока-колу, которая олицетворяет для Баттерфляй Америку в той же степени, что стоящая рядом скульптура Девы Марии… Но вдруг включается обратная перемотка – шампанское исчезает в холодильнике, подарки укладываются в коробку, Пинкертон забирает букет и задним ходом спускается по лестнице… И вот ведь как интересно – это не смешно, а горько и больно. Потому что в операх Пуччини не бывает счастливого финала.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...

Десять месяцев прима-балерина не выходила на сцену Михайловского. Травму стопы она получила в ноябре прошлого года на спектакле «Спящая красавица». Но травма такого характера оказалась коварной:
подробнее...