Срочные новости раздела
Неизвестный подвиг режиссера Татьяны Лиозновой: «возродила из пепла» уникальный самолет

Неизвестный подвиг режиссера Татьяны Лиозновой: «возродила из пепла» уникальный самолет

Знакомый по справочникам факт из лиозновской биографии: после окончания школы, она поступила в Московский авиационный институт. Правда, проучилась там девушка всего один семестр, после чего приняла решение уйти из этого вуза, чтобы попробовать себя в совсем иной области – в кинематографе. Однако, судя по высказываниям некоторых людей, знавших ее, Татьяна Михайловна, передумав быть «технарем», все-таки не потеряла интереса к небу, к авиации. На протяжении своей режиссерской карьеры она не раз «прикасалась» этой теме.

Самым основательным обращением Лиозновой «к самолетам» стала ее работа над фильмом «Им покоряется небо» в начале 1960-х.

В основе сценария картины, написанного по повести Анатолия Аграновского «Открытые глаза», события, которые связаны с созданием в послевоенные годы советского боевого самолета принципиально иной конструкции - на реактивной тяге легла. И хотя по сюжету экспериментальный образец крылатой машины зашифрован вымышленным обозначением И-267, однако на самом деле на экране показана реальная история появления первого советского турбореактивного истребителя МиГ-9.

Очень серьезной проблемой для съемочной группы оказались поиски «главного героя». Дело в том, что к 1962 году, когда Лиознова начала работу над кинолентой, микояновских «девяток» в советских ВВС уже не оставалось. Производство этого реактивного первенца было свернуто еще в 1948-м, после принятия на вооружение более совершенного истребителя МиГ-15, а в течение 1950-х те несколько сотен МиГ-9, которые находились в составе наших боевых авиационных частей, списали или передали вооруженным силам Китая.

Конечно, можно было бы с помощью умельцев «слепить» для съёмок какую-нибудь бутафорскую конструкцию, загримировать под вымышленный экспериментальный истребитель один и существовавших в то время самолетов. Однако Татьяна Михайловна оказалась верна своему желанию – сделать по-настоящему исторический фильм. Ради этого пришлось совершить почти невозможное: вернуть из небытия МиГ-9.

Огромную помощь в реализации такого чуда оказал Лиозновой маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

Благодаря его распоряжениям удалось отыскать чудом уцелевший хотя бы в полуразобранном виде «девятый» МиГ. Специалисты на предприятиях ОКБ А.И. Микояна восстановили его до «почти летного» состояния. Старый истребитель мог самостоятельно разгоняться и подлетать на 5-6 метров над землей. Таких способностей этого ветерана оказалось вполне достаточно для того, чтобы снять эффектные натурные кадры (пилотировал ретро-самолет опытный летчик-испытатель), а на общих планах реальную крылатую машину заменили макетом.

Интересно, что во время съемочного процесса реанимированному МиГ-9 пришлось «раздвоиться». Ведь, согласно сценарию, в испытаниях нового реактивного истребителя принимают участие два экспериментальных его образца – с номерами «01» и «02» на фюзеляже. Причем по сюжету «единичка», которой управляет один из главных героев фильма – летчик-испытатель Алексей Колчин (артист Николай Рыбников), разбивается во время очередного полета, а испытания после этого продолжает на «двойке» коллега и товарищ Колчина Сергей Шатров (артист Владимир Седов). Обе роли экспериментальных реактивных истребителей сыграл один и тот же ретро-самолет, которому просто поменяли цифры на борту. 

После окончания съемок фильма «Им покоряется небо» восстановленный для кинематографистов МиГ-9 с заводским номером №114010 был сохранен. Крылатая машина находится в коллекции Центрального музея Военно-воздушных сил.

Как говорят специалисты, это один из всего двух экземпляров такого самолета, уцелевших до настоящего времени. Второй берегут в музее в КНР.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...