Срочные новости раздела
Донецкий театр показал в Москве оперу по «Войне и миру»

Донецкий театр показал в Москве оперу по «Войне и миру»

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор — композитор, либреттист, режиссер и сценограф в одном лице. И это неслучайно: эта опера-драма (так жанр определил сам Рыбников) еще может быть понята через жанр музыкального рок-альбома: все диктует музыкальная драматургия, определяя режиссуру, визуальный ряд и даже актерскую игру.

А вот здесь всегда возможны неожиданности. При всей жесткости постановочного рисунка актерская индивидуальность неизбежно вносит в атмосферу спектакля свою специфику. Труппа Донецкого театра, в которой есть как оперные и балетные артисты, так и драматические, наделила спектакль своими характерами, настолько яркими и живыми, что история зажила новой жизнью. Валерий Дербуж в роли Болконского, Дмитрий Кузнецов в роли Безухова и Маргарита Лисовина в роли Наташи — выразительнейшее трио главных героев, которым удается передать лирику, драматизм, противоречивость, неоднозначность характеров, вызывающих стопроцентное сопереживание за счет предельной искренности и органичности. Сильные образы создают Алексей Аносов и Михаил Бовдуй — Наполеон и Александр Первый, два императора, два великих человека. Один амбициозен и надменен в желании утвердить на всей планете приоритет европейской цивилизации, второй великодушен и спокоен. За ним — Россия, за Россией — правда.

Замечательны драматические актеры в небольших ролях, запоминающихся не меньше, чем основные: Мария Марченко (графиня Ростова), Виталий Юсупов (Лекарь). Потрясающая Юлия Кривощекова (Певица) выдает такие виртуозные колоратуры, что хочется послушать в ее исполнении Царицу Ночи в «Волшебной флейте». Вообще, вокальный уровень артистов очень высок: интонация, тембры, мастерское владение шпрехгезангом, который так любит Рыбников (незаметный переход с разговорной речи на вокализацию) — все это просто высший класс. И как-то не думаешь о том, в каких адских условиях - под «прилетами», обстрелами, взрывами - этим артистам и музыкантам приходится репетировать. Но, когда видишь их работу на сцене, скидок не делаешь. Они просто в них не нуждаются.

В финале спектакля всех ждал сюрприз: поклоны, которые артисты придумали сами. Они вышли кланяться без фонограммы, сопровождая поклоны собственным живым вокалом. Этого не ожидал даже сам автор, который вышел на сцену и признался, что ему очень не хотелось, чтобы это чудо заканчивалось.

После спектакля Алексей Рыбников поделился с «МК» своими впечатлениями:

«Я начал писать оперу «Князь Андрей» в 2011 году — был совсем другой исторический контекст. Писал в мирное время. Затем вернулся к ней во время пандемии — и было уже далеко не такое ощущение мирного времени. Напряжение уже было. А сейчас эти все события кажутся слишком актуальными. Когда задумываешься, что наполеоновская армия, наступавшая на Москву, насчитывала 600 тысяч человек, начинаешь понимать, как это было. В истории России такое случалось не один раз. Россия никому не дает покоя. Пока она существует, всем будет хотеться, как сказал Наполеон, навязать ей свои правила. Но получается всегда по-другому. Какие бы трудности ни приходилось преодолевать. И сейчас получится все по-другому. Именно Россия может дать всему миру то, что у него сейчас отнимают: христианство, духовность. Навязываются новые ценности. И мир содрогнулся и ужаснулся, увидев их. Россия, храня верность тем ценностям, которые даны от сотворения мира, намного сильнее морально, духовно и должна дать миру то, что у него отнимают.

То, что этот спектакль сделали именно донецкие артисты, Донецкий музыкально-драматический театр, — это для меня очень много значит. Для меня это произведение уже отдалилось, я его мысленно как-то отпустил. Премьера в Москве была два года назад. И вот они приехали и спели мне все это без микрофонов! Ведь это оперные артисты, у них прекрасные голоса. Я был потрясен. Это очень важно для художника — пишешь, делаешь что-то, и оказывается, это нужно людям, они вкладывают в это душу. Значит, не зря были прожиты годы, когда я работал над оперой. Это был подарок. Но никаких скидок им не было сегодня. Хотя я отлично знаю, в каких условиях они работали. Это подвиг. То, что они сделали этот спектакль более оперным, навело меня на мысль доработать его в этом направлении. Убрать микрофоны, дописать речитативы, посадить большой оркестр в яму. Думаю, такой вариант найдет свой жанр и свою оперную сцену.

Вы вот говорите, что в этом спектакле есть пророчество… А знаете, нужно делать пророчество в искусстве, чтобы оно сбылось в жизни».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...