Срочные новости раздела
РОСИЗО показал истории в шкатулках: открылась выставка лаковой живописи

РОСИЗО показал истории в шкатулках: открылась выставка лаковой живописи

Само по себе лаковое искусство – не наше изобретение. Все это пришло к нам с Запада и с Востока. Другой вопрос, что наши мастера насытили лаковое искусство русским колоритом, как у классика: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. Как формировалась русская лаковая живопись рассказывают на выставке “Формы и образы. Лаки”. Это вторая экспозиция из выставочного триптиха. Первая показывала чудеса, которые мастера и художники делали из стекла. Здесь же речь идет о промыслах, которые сформировались в Федоскино, Палехе, Мстёре, Холуе и Жостово.

Надо сказать, что выставка актуальная. Сегодня довольно модно украшать свой интерьер необычными вещами, редкими, сделанными вручную, в идеале – отражающими нашу культуру. Так что тренд на красоту. эксклюзивность и необычность бытовых предметов, выполненных ремесленниками, здесь подхватили и развили очень удачно. Экспозиция небольшая, но очень насыщенная и потребует времени, чтобы разглядеть все детали. А посмотреть действительно есть на что!

К народным промыслам стоит обратиться, когда особенно тяжело. Сейчас модно говорить “место силы”, а здесь мы по аналогии можем говорить о “вещах силы”, ведь именно народное искусство несет невероятный заряд позитива. Разве может человек, у которого не ладится жизнь, расписывать шкатулку или поднос? Да еще и в таких ярких красках? Вряд ли! Да и краски все чувствуют и прекрасно ложатся только тогда, когда они находятся в руках у человека со спокойной и светлой душой. В этом смысле каждый предмет здесь излучает невероятное тепло и добрую энергию.

Клубок лаковых красот необходимо раскручивать медленно: на первый взгляд покажется, что перед нами множество похожих друг на друга предметов – на черном фоне яркие краски. Но как примитивно и ошибочно так считать! Стоит лишь приглядеться, как вдруг нам откроются самые разнообразные сюжеты: и сказочные, и бытовые, и религиозные, и исторические, и даже современные.

Начать осмотр стоит со второго зала, где рассказывают об истоках лаковой живописи у нас. Сразу возникает вопрос: при чем тут иконы, которые занимают целую стену? Оказывается, Палех и Мстёра изначально были иконописными промыслами, и только после революции история распорядилась так, что и они переключились на шкатулки, как и Федоскино. И действительно, прослеживается общность технологии выполнения росписи икон и предметов быта. Федоскинцы писали маслом, а палешане использовали темперу, как для икон, так и шкатулок.

Есть еще один нюанс. У палешан фон черный, его они переняли у первоисточника, у восточной миниатюры. А мстёрские художники сначала делали прямоугольную картинку, где фон мог быть самым неожиданным. Небо у них сказочное – не голубое, как мы привыкли, а зеленое или, например, золотое, а облака вполне могли оказаться розовыми. Такая картинка размещалась на черной шкатулке.

Соседний зал показывает калейдоскоп сюжетов, которые мастера изображали на предметах быта – шкатулках, ларцах, пудреницах, подносах и других…По сюжетам на шкатулках (!) вполне можно изучать отечественную историю – она здесь прекрасно отражена. И война с французами 1812 года, и Великая Отечественная, парад на Красной площади, маршал Жуков… Изображали то, что волновало, что болело – откликались на события в стране. Пожалуй, от шкатулок не ожидаешь ничего сверхъестественного, ведь они нужны для того, чтобы выполнять довольно простую бытовую функцию – хранение. Но хранит такая шкатулка не только предметы, а еще и историю, и художественную мысль, и переживания художника…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...