Срочные новости раздела

"Сильные и независимые": названы женщины, которые помогли Сергею Есенину встать один ряд с великими поэтами

Скромная девушка по имени Анна

Было бы несправедливо сказать, что Сергей Есенин лишь писал стихи и все. Они сам был парень не промах и тоже работал над своим продвижением. Вспомнить только его смелый поход к Александру Блоку хорошо. По приезде в Петроград юнец сразу отправился в гости к литературному кумиру. Кстати, как раз 9 марта 1915 года — 110 лет назад состоялась историческая встреча двух поэтов. Есенин тогда целенаправленно искал адрес Блока, спрашивал даже у прохожих, и ему повезло — подсказали в одной из книжных лавок. Отправился на место, но хозяина дома не застал и оставил ему записку, мол, «вернусь в 4 часа». Но все это было позже. Поступок вряд ли был бы возможен, если бы не скромная сотрудница типографии Сытина Анна Изряднова, которая сразу поняла, что перед ней настоящее поэтическое дарование и всячески способствовала развитию таланта Сергея Александровича, создав ему тепличные условия для творческого роста. Их история началась в 1913-м году, когда Есенин переехал в Москву. Свои силы, энергию, да и свою жизнь она положила на алтарь таланта супруга. Их общение продолжалось до конца жизни поэта.

«Всё свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думая, как жить» — так описывает Изряднова своего мужа в «Воспоминаниях». Удивительно, что в ее словах на самом деле нет упрека (даже если так могло показаться…). Хотя из них двоих серьезная работа и стабильный доход был только у нее (и к тому же, они тогда ждали малыша). Анна привыкла самоотверженно трудиться. Но ради чего? На этот вопрос ответила в свое время Татьяна Есенина (дочь поэта от Зинаиды Райх, с Изрядновой они были хорошо знакомы и даже дружили — М.Ч.):

«Глядя на неё, простую и скромную, вечно погружённую в житейские заботы, можно было обмануться и не заметить, что она была в высокой степени наделена чувством юмора, обладала литературным вкусом, была начитана. Всё связанное с Есениным было для неё свято, его поступков она не обсуждала и не осуждала».

И это правда. Причем свято для нее было действительно все — в том числе их общий сын, Юрий, расстрелянный в кровавом 1937-м. О гибели сына Изряднова до конца жизни так и не узнала, живя с мыслью, что он осужден на десять лет без права переписки. Ушла Анна Романовна в 1946-м. Что с ней было в войну — неизвестно. Воспоминаний о ней совсем мало. Но то, что осталось, — живое свидетельство тому, что тот небольшой промежуток времени, проведенный рядом с ней, стал для Есенина прекрасным трамплином в яркую литературную, пусть и короткую, но блистательную жизнь. Без ложной скромности. 

Толстовская тенденция

То, что Есенин — гениальный поэт, неоспоримо. Но, как сейчас модно говорить, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, а в случае с «последним поэтом деревни» и не одна. Все его дамы сердца и после Анны Изрядновой обеспечивали условия, чтобы гений мог творить, и чтобы его поэзия была услышана, прочитана и не забыта. Нашу гипотезу подтверждает Максим Скороходов, научный сотрудник Московского государственного Музея С.А. Есенина:

- У Есенина действительно была тяга к женщинам-помощницам, как у Толстого?

Для него было творчество прежде всего, — отвечает Максим Владимирович, — Даже когда он приехал впервые в Москву, он покупал книги. И его женщины помогали ему в реализации его проектов, что поэт очень ценил, это правда. Даже Айседора Дункан, которая, в отличие от других его дам, не была ему помощницей в литературном творчестве, способствовала его продвижению. Во время их путешествия за рубеж она знакомила его с нужными людьми и помогала привлечь внимание к его творчеству.

И это действительно «толстовская» тенденция — известный факт, что супруга Льва Николаевича Софья Андреевна тоже была его литературным редактором (сейчас в народе ходит грустная шутка, мол, жена Толстого переписала от руки «Войну и мир» несколько раз, а мы не можем прочесть роман хотя бы единожды). Так и у Есенина — все женщины были на литературной службе у своего возлюбленного.

Кстати, Есенин зачастую намеренно подражал Толстому. Известно, что в годы юности Сергей Александрович увлекался вегетарианством и даже читал журналы об этом. А вдохновил его на это великий прозаик. Да и Есенин не скрывал, что Лев Николаевич был его своеобразной «голубой мечтой».

Рождена служить литераторам

Мечте хотя бы косвенно «прикоснуться» ко Льву Николаевичу суждено было исполниться — последней супругой Есенина стала Софья Толстая-Есенина, которая в этом году, кстати, тоже празднует юбилей, 125 лет.

«Поэт стремился больше и ближе узнать Толстого (которого к тому моменту уже не было в живых — М.Ч.). Общение с внучкой писателя его очень приободрило, у него начался творческий подъем», — подмечает Максим Скороходов. Но вот странность! Именно ее, сделавшую для сохранения памяти о поэте больше многих, почему-то зачастую обделяют вниманием. Кто знает, если бы не ее титанический труд, сколько бы наследия Сергея Александровича было бы утрачено… Но сложилось так, что она оставалась в тени других возлюбленных ее мужа. О том, как складывались жизнь и карьера Айседоры Дункан и Зинаиды Райх, например, знают многие, а вот что было с Софьей?.. Многие в ответ на этот вопрос молчат.

«Она заживо из меня музей хочет сделать, какой ужас! Как это тяжело. Везде во всем музей», — жаловался в свое время поэт на супругу, которая щепетильно и кропотливо делала копии его стихотворений. Учитывая, что поэт щедро раздаривал свои автографы, эти материалы потом зачастую оказывались единственным источником, хранившим тексты. А она, несмотря на раздражение мужа, продолжала с трепетом делать свой нелегкий труд литературного секретаря.

Есенин умирает. И сохранение памяти о любимом супруге стало делом жизни Софьи Андреевны. Сама она ушла из жизни в 1957-ом, а до этого успела сделать многое для мужа. Ее стараниями уже через несколько месяцев после кончины Есенина был открыт первый в истории музей советского писателя. Хоть и по размерам своим он был небольшой, но тем не менее это был есенинский уголок. Было понятно, что архив, имеющийся на руках у нее — лишь малая часть огромного наследия, что поэт оставил за свою короткую жизнь. Жаль, что сейчас уже не сосчитать, сколько писем Софья Андреевна разослала друзьям-знакомым-товарищам и прочим, кто имел отношение к поэту, с просьбой прислать ей все, что так или иначе связано с ее мужем. Были и отказы, и просьбы заплатить за документы, рукописи, фотографии, книги. Скрупулезности, с которой она готовилась к выставке на первую годовщину смерти Сергея, позавидуют многие музейные работники. Целых два года ей понадобилось, чтобы добиться одного только знаменитого посмертного портрета руки художника Мансурова. Софья Андреевна очень хотела, чтобы рисунок, сделанный в мертвецкой Обуховской больницы, оказался на той экспозиции — не случилось. Художник согласился отдать работу только при условии, что музей ее приобретет. И работу удалось выкупить, но только в 1928-м. Но опять же вопрос: где был бы этот рисунок, если бы не ее усердие?

Позже с частью коллекции артефактов, связанных с мужем, так трудно добытых, пришлось с огромной болью для Софьи Андреевны расстаться — многие из них были отданы в фонды различных музеев и в архивы (за что те ей безмерно благодарны и по сей день!). Среди таких вещей был деревянный бюст Есенина, выполненный его другом, знаменитым скульптором Сергеем Коненковым.

«Отвезла в Союз Коненкова, — пишет Софья Андреевна в своем дневнике, — И до чего же мне его не хватает! Еще кусочек Сергея ушел из моей жизни». Говорят, не бывает худа без добра: передав скульптуру на хранение, она подарила нам возможность видеть этот удивительный портрет, потому что эта работа требует бережного отношения по ряду причин. Бюст уникальный: рисунков Есенина много, а вот скульптурных изображений можно по пальцам пересчитать. А одно из них и вовсе утрачено. Коненков сделал два портрета, но глиняное изображение разбил сам поэт и восстановить его, к сожалению, не удалось. Более того, многие работы самого Коненкова хранятся в семейном архиве и если экспонируются, то редко. А деревянный бюст хоть и непрост в экспонировании, но тем не менее появляется на публике. И увидеть скульптуру хотя бы раз стоит ради того, чтобы обойти ее вокруг и открыть для себя и многогранность работы, и самого Есенина.

Хрупкая маленькая женщина спасла не только наследие мужа, но и своего знаменитого дедушки. В 1941 году Софья Андреевна стала директором объединённых толстовских музеев. Она же тогда организовала и эвакуацию экспонатов в Томск. Восстановление, реставрация усадьбы после немецкой оккупации и небольшого пожара — все под ее началом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...