Срочные новости раздела
Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Друг Льва Николаевича

Об Александре Борисовиче часто говорят как о человеке, олицетворяющем мудрость. Даже его фамилия — тому подтверждение: в переводе с немецкого Golden Weiser означает «золотая мудрость». У его рассудительности и жизненного опыта была благодатная почва для развития. Александру Борисовичу улыбнулась большая удача в лице Льва Николаевича Толстого. В январе 1896 состоялась их первая встреча, которая привела к близкой дружбе двух великих (и это несмотря на почти 50-летнюю разницу в возрасте!).

«Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа», — пишет Гольденвейзер. И эту задачу он будет воплощать в течение всей жизни, станет одним из ведущих музыкантов-просветителей советского времени.

Великий просветитель

Педагогическая деятельность сыграла огромную роль в судьбе Гольденвейзера. И по сей день он «поет», а точнее, «играет голосами своих детей» — в Московской консерватории он проработал более 50 лет и воспитал огромную плеяду талантливых музыкантов — Гинзбург, Каплан, Кабалевский и многие другие, кто позднее по примеру своего Учителя также передавали свои знания. Более того, знаменитая Центральная музыкальная школа, первый этап образования на творческом пути большинства выдающихся музыкантов, — тоже его заслуга. Именно он инициировал и основал ЦМШ. В 1932 году вместе с ректором консерватории Шацким они сформировали «Особую детскую группу» для музыкально одаренных детей. Позднее в консерватории открылось Детское отделение. А затем группу и Детское отделение преобразовали в ЦМШ, которая сегодня славится своими выпускниками — Владимир Ашкенази, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев…

Кстати, и самому Гольденвейзеру довелось побывать ректором консерватории. Причем дважды! Сначала после Гражданской войны, а затем накануне и во время Великой Отечественной — в самые тяжелые для страны времена. Такие испытания успешно проходят лишь люди невероятной силы духа.

Гольденвейзеровский пианизм

Говорят, что преподавать идут, в основном, те, кто не состоялся как исполнитель. Но это в корне неверное суждение, и Гольденвейзер тому подтверждение. Вплоть до 1950-х годов, когда музыканту было уже под 80 лет, он выступал как пианист. Соло, в ансамбле, с оркестром — ему удалось совместно выступить со многими великими музыкантами-современниками. Пабло Казальс, Давид Ойстрах, Леонид Коган — список гигантский. И как любой выдающийся пианист, Александр Борисович обладал своей, особенной манерой исполнения. Большая его заслуга — образцовая исполнительская трактовка произведений Моцарта. Александр Борисович, разумеется, не мог общаться с композитором лично. Но при прослушивании записей Гольденвейзера создается впечатление, что либо играет сам Моцарт, либо человек из его близкого круга общения, знакомый с автором музыки. Иначе как объяснить то глубокое понимание личности композитора — его жизнелюбие и солнечность, нежность, с одной стороны, трагедию, скорбь и глубокую печаль — с другой? Но не Моцартом единым, мастерство пианиста отчасти заключено и в умении быстро переключиться от одной эпохи к другой. Не менее блистательно звучали гольденвейзеровский Бах, Шопен, Скрябин и многие-многие великие классики. 

Под редакцией…

Любопытно, что «сыграть по-Гольденвейзеровски» современный пианист может не только послушав записи его исполнений, но и попросту открыв ноты, где под именем композитора мелким шрифтом значится: «Под редакцией А. Гольденвейзера». Как редактор, Александр Борисович облегчил жизнь музыкантам на долгие годы вперед. Не будем пытаться сосчитать, какое количество произведений, включая музыку венских классиков, Листа, Шумана, Глинки, Бородина и других гениев прошли через редакторскую правку Гольденвейзера. Впрочем, каждый начинающий пианист с фамилией Гольденвейзер знаком хотя бы понаслышке: большинство молодых исполнителей соприкасались с инвенциями Баха и наверняка под редакцией Александра Борисовича, которая, бесспорно, одна из самых убедительных. 

Спаситель музыки

В 14 лет маленький Саша получил от мамы подарок — красивая тетрадь в старинном кожаном переплете, которая стала его дневником. Привычка вести ежедневные записи осталась с музыкантом на всю жизнь. Он вряд ли мог знать, что после смерти его заметки будут ценнейшим свидетельством героизма и отваги людей в тылу во время Великой Отечественной. И сам он тоже проявил стойкость в непростые времена, ведь когда началась война, он был ректором Московской консерватории. Спасать ЦМШ пришлось ему же. Когда в Москве ввели военное положение, все с ужасом ожидали вражеские налеты, в стенах консерватории жизнь шла своим чередом — время такое: выпускные и вступительные экзамены в самом разгаре. Но когда пришло время эвакуироваться, Александр Борисович поспособствовал и здесь. Более того, к нему обращались за помощью самого разного рода в тяжелые военные годы, все же он был человеком авторитетным. И словом, и делом — чем мог, он всегда поддерживал. Гольденвейзеру тогда было 66 лет. Но несмотря на возраст, он был примером мужества и той самой «золотой мудрости».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...