Срочные новости раздела
Фильм Ренаты Джало о старой русской деревне участвует в Роттердамском кинофестивале

Фильм Ренаты Джало о старой русской деревне участвует в Роттердамском кинофестивале

Символом фестиваля является тигр. Где-то вручают золотых и серебряных леопардов, львов и пантер, а в Роттердаме символом фестиваля многие годы остается тигр. Победителям основного конкурса, представляющим свои первые и вторые фильмы, он и вручается.

Сменилось руководство фестиваля, а ротация здесь происходит постоянно, и тут же появился новый образ тигра. Почти каждый новый директор начинает с такого рода перемен, но кое-что сохраняется на протяжении лет. Так, всех прибывающих в Роттердам в фестивальные дни встречает на вокзале плоская и круглая, как колесо, тигриная голова, которая абсолютно не напоминает о хищном начале дикого зверя.

В основном конкурсе российские картины и в прежние годы были редкостью. Зато в параллельных секциях они всегда были ярко представлены. Теперь их тоже нет. Зато в другой конкурсной программе «Яркое будущее», как уже ясно из названия, представлены фильмы молодых режиссеров, вселяющих надежду на их дальнейшую карьеру. К ним отнесли и ученицу Алексея Учителя Ренату Джало с черно-белым фильмом «На этой земле». 

Он посвящен создателям первых летательных аппаратов, вечному стремлению человека подняться в небо. Действие происходит в русской деревне конца XVIII века, весьма условной. Искать исторической точности не стоит. Икаром там оказался беглый крестьянин, создающий механические крылья из палок и камыша и бесстрашно прыгающий с крыши, вызывая непонимание и злобу у жителей деревни.

Он чужак с сомнительным прошлым. Доверия к нему нет. Старухи называют его Антихристом. Вслед ему кидают камни. «Жалко, что не разбился, и проблем бы не было» — так говорит сидящий при лучине темный народ после того, как очередной полет беглого парня окончился падением. Вряд ли так говорили когда-то крестьяне. Их язык и интонация в фильме Джало излишне современны: «Ты что делаешь, сынок, что творишь?», «Ты слышишь меня?». И это тоже условность в лучшем случае, если не проблема редактуры. 

Мужики, чтобы пресечь полеты, сжигают крылья. Дремучий народ. Все ему грезится, что именно чужак принес им беды и болезни. Старухи жалуются, что голод будет, а урожая не будет. Одна из сестер-близнецов покрылась волдырями. 

Прослышали о летуне господа в париках, со скукой рассуждающие про грязь в деревне и волшебный помидор величиной с ребенка. Они приехали посмотреть собственными глазами на деревенское чудо и готовы пришлому крестьянину даровать свободу, коли сможет полететь. 

Главные роли сыграли Александр Александров, близнецы Виктория и Марина Снятковы. Много незнакомых лиц. Прекрасный питерский актер Олег Рязанцев из театра Льва Додина появляется в роли заезжего скомороха, как его тут называют, чтобы дать деревенскому люду представление Петрушки.

В Роттердаме картину Ренаты Джало сравнивают с фильмами Андрея Тарковского, с «Андреем Рублевым» — слишком много ассоциаций с ним. Рената Джало говорит, что фильма не видела, что удивительно для выпускницы ВГИКа.

Как бы то ни было, она оказалась талантливым режиссером, что стало очевидно уже после ее документальной картины «Ленечка» о композиторе Леониде Десятникове, который раскрылся неожиданно и оказался не бронзовым постаментом, а чувствительным и в чем-то даже обыденным человеком. 

В программе «Большой экран» участвует картина «Оренда» финского режиссера старшего поколения Пирью Хонкасало, сделанная в копродукции Финляндии, Эстонии и Швеции. Когда-то она снимала фильмы об Ингмаре Бергмане, под влиянием которого находится до сих пор. Ее новый фильм появился на свет после долгого молчания: начиная с 2012 года Пирью не снимала. Ее картина также отсылает к Тарковскому, который тоже вел бесконечный внутренний диалог с Бергманом.

Главная героиня — оперная певица Нора, недавно ставшая вдовой, — приезжает на удаленный остров, где, подобно Бергману, уединенно живет вторая героиня — пастор Наталья. Рядом с ней только подросток с космическим, неземным взглядом. Лишенный компании ровесников мальчик сооружает из дерева крылья и, расправив их, носится вдоль берега моря, готовый в любой момент взлететь. Звучит музыка Баха, пылают сухие деревья — ассоциаций с Тарковским не избежать.

«Оренда» излишне декоративна, хотя есть в ней восхитительной красоты кадры. Нору сыграла Алма Пёюсти — звезда «Опавших листьев» Аки Каурисмяки, выдвигавшихся в прошлом году на «Оскар». В какие-то моменты она напоминает Николь Кидман в ее еще естественной красоте. Пастор Наталья исполнит на русском языке романс «Гори, гори, моя звезда», упомянет в разговоре «Братьев Карамазовых» Достоевского. 74-летний режиссер из соседней страны хорошо знает русскую культуру.

Как-то на Венецианском кинофестивале показали аж три фильма про анатомический театр. Деревянные крылья — такая же диковина. Когда случаются подобные совпадения, фестивальные отборщики не отвергают фильмы, в чем-то повторяющие друг друга, напротив, презентуют как тенденцию.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...