Срочные новости раздела
Фильм Ренаты Джало о старой русской деревне участвует в Роттердамском кинофестивале

Фильм Ренаты Джало о старой русской деревне участвует в Роттердамском кинофестивале

Символом фестиваля является тигр. Где-то вручают золотых и серебряных леопардов, львов и пантер, а в Роттердаме символом фестиваля многие годы остается тигр. Победителям основного конкурса, представляющим свои первые и вторые фильмы, он и вручается.

Сменилось руководство фестиваля, а ротация здесь происходит постоянно, и тут же появился новый образ тигра. Почти каждый новый директор начинает с такого рода перемен, но кое-что сохраняется на протяжении лет. Так, всех прибывающих в Роттердам в фестивальные дни встречает на вокзале плоская и круглая, как колесо, тигриная голова, которая абсолютно не напоминает о хищном начале дикого зверя.

В основном конкурсе российские картины и в прежние годы были редкостью. Зато в параллельных секциях они всегда были ярко представлены. Теперь их тоже нет. Зато в другой конкурсной программе «Яркое будущее», как уже ясно из названия, представлены фильмы молодых режиссеров, вселяющих надежду на их дальнейшую карьеру. К ним отнесли и ученицу Алексея Учителя Ренату Джало с черно-белым фильмом «На этой земле». 

Он посвящен создателям первых летательных аппаратов, вечному стремлению человека подняться в небо. Действие происходит в русской деревне конца XVIII века, весьма условной. Искать исторической точности не стоит. Икаром там оказался беглый крестьянин, создающий механические крылья из палок и камыша и бесстрашно прыгающий с крыши, вызывая непонимание и злобу у жителей деревни.

Он чужак с сомнительным прошлым. Доверия к нему нет. Старухи называют его Антихристом. Вслед ему кидают камни. «Жалко, что не разбился, и проблем бы не было» — так говорит сидящий при лучине темный народ после того, как очередной полет беглого парня окончился падением. Вряд ли так говорили когда-то крестьяне. Их язык и интонация в фильме Джало излишне современны: «Ты что делаешь, сынок, что творишь?», «Ты слышишь меня?». И это тоже условность в лучшем случае, если не проблема редактуры. 

Мужики, чтобы пресечь полеты, сжигают крылья. Дремучий народ. Все ему грезится, что именно чужак принес им беды и болезни. Старухи жалуются, что голод будет, а урожая не будет. Одна из сестер-близнецов покрылась волдырями. 

Прослышали о летуне господа в париках, со скукой рассуждающие про грязь в деревне и волшебный помидор величиной с ребенка. Они приехали посмотреть собственными глазами на деревенское чудо и готовы пришлому крестьянину даровать свободу, коли сможет полететь. 

Главные роли сыграли Александр Александров, близнецы Виктория и Марина Снятковы. Много незнакомых лиц. Прекрасный питерский актер Олег Рязанцев из театра Льва Додина появляется в роли заезжего скомороха, как его тут называют, чтобы дать деревенскому люду представление Петрушки.

В Роттердаме картину Ренаты Джало сравнивают с фильмами Андрея Тарковского, с «Андреем Рублевым» — слишком много ассоциаций с ним. Рената Джало говорит, что фильма не видела, что удивительно для выпускницы ВГИКа.

Как бы то ни было, она оказалась талантливым режиссером, что стало очевидно уже после ее документальной картины «Ленечка» о композиторе Леониде Десятникове, который раскрылся неожиданно и оказался не бронзовым постаментом, а чувствительным и в чем-то даже обыденным человеком. 

В программе «Большой экран» участвует картина «Оренда» финского режиссера старшего поколения Пирью Хонкасало, сделанная в копродукции Финляндии, Эстонии и Швеции. Когда-то она снимала фильмы об Ингмаре Бергмане, под влиянием которого находится до сих пор. Ее новый фильм появился на свет после долгого молчания: начиная с 2012 года Пирью не снимала. Ее картина также отсылает к Тарковскому, который тоже вел бесконечный внутренний диалог с Бергманом.

Главная героиня — оперная певица Нора, недавно ставшая вдовой, — приезжает на удаленный остров, где, подобно Бергману, уединенно живет вторая героиня — пастор Наталья. Рядом с ней только подросток с космическим, неземным взглядом. Лишенный компании ровесников мальчик сооружает из дерева крылья и, расправив их, носится вдоль берега моря, готовый в любой момент взлететь. Звучит музыка Баха, пылают сухие деревья — ассоциаций с Тарковским не избежать.

«Оренда» излишне декоративна, хотя есть в ней восхитительной красоты кадры. Нору сыграла Алма Пёюсти — звезда «Опавших листьев» Аки Каурисмяки, выдвигавшихся в прошлом году на «Оскар». В какие-то моменты она напоминает Николь Кидман в ее еще естественной красоте. Пастор Наталья исполнит на русском языке романс «Гори, гори, моя звезда», упомянет в разговоре «Братьев Карамазовых» Достоевского. 74-летний режиссер из соседней страны хорошо знает русскую культуру.

Как-то на Венецианском кинофестивале показали аж три фильма про анатомический театр. Деревянные крылья — такая же диковина. Когда случаются подобные совпадения, фестивальные отборщики не отвергают фильмы, в чем-то повторяющие друг друга, напротив, презентуют как тенденцию.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...