Срочные новости раздела
Константин Богомолов поженил лириков и физиков

Константин Богомолов поженил лириков и физиков

Подобная попытка показать науку через призму искусства прежде почти не предпринималась, если не считать редкие спектакли и фильмы из жизни серьезных ученых.   В довольно сложные для страны времена, когда необходимо достичь технологического суверенитета, люди науки становятся культовыми фигурами, на них возлагаются огромные надежды. А искусство — прекрасный инструмент для популяризации научных достижений. И сегодня, пожалуй, можно говорить о тренде, который формируется на наших глазах. На сцену выводят ученых,  их истории рассказывают широкой публике. Так, в творческих планах  театрального сезона в Вахтанговском  есть постановка о Льве Ландау. Теперь ученых на сцену выводит и Константин Богомолов.

«Ученые — такие же люди, как мы с вами, — поясняет необычный выбор героев Константин Богомолов, — ходят по улице, мы их видим, но не подозреваем, что рядом с нами — современные Леонардо да Винчи, Нильс Бор, Курчатов. Мы знаем актеров, режиссеров, музыкантов, но ведь ученые — тоже звезды, которые приносят в жизнь общества не меньше, а иногда и больше. Этим проектом мы хотели, в том числе, сказать, что у нас есть незаметные герои, гениальные люди, о которых потом будут писать книги. Давайте говорить о них сейчас, а не спустя десятилетия».

На данный момент готовятся два спектакля о двух огромных научных проектах: атомный проект XX века и квантовый проект XXI века. В центре внимания первого — Игорь Курчатов, научный руководитель советского атомного проекта. А в квантовом проекте ключевой личностью стал наш современник Илья Семериков — молодой ученый (ему всего 32 года!), который занимается разработкой универсального ионного квантового компьютера. Его усилия не напрасны: за четыре года Россия вошла в тройку лидеров по квантовым вычислениям на ионах, во многом благодаря и трудам Семерикова. Ученый присутствовал в Театре на Бронной.

Здесь необычно все, начиная с публики, которая пришла на презентацию. Традиционно мы ждем на подобных мероприятиях светские лица, бомонд. Но здесь само мероприятие подразумевает совсем другой состав гостей. Соединились люди науки и искусства. Так, среди гостей были журналист Владислав Флярковский, телеведущая и блогер Ида Галич, искусствовед Ольга Свиблова, Но главные в этот вечер здесь - знаменитый ученый в области нейронауки Татьяна Черниговская, океанограф Александр Осадчий и другие ученые. 

Сам формат презентации проекта тоже неожиданный: уже на самой презентации соединили науку и искусство. Все началось с эскиза будущего спектакля, который представили Игорь Миркурбанов и Константин Богомолов. Миркурбанов перевоплотился в великого физика Игоря Курчатова и зачитал его речь на XX-м съезде КПСС, которая заканчивается мыслью, что «быть советским ученым - большое счастье». Вспомнили наши атомный достижения — атомную бомбу и атомные станции, кратко рассказав о них через отрывки  писем Курчатова — о науке через призму конкретной личности. 

Затем вышел сам Константин Богомолов. Стоя на фоне задника, пестрящего научными терминами, - коммутатор, эффект наблюдения, квантовая запутанность, глюоны, альфа-частицы и др., - режиссер рассказал о проекте, опровергнув  утверждения, что наука и спектакли о ней могут быть скучными: «Эти спектакли не только просветительская история, они будут развлекательные и увлекательные, — поясняет Богомолов, —  Наша задача не занудствовать, не устраивать скучных лекций, а создать интересное зрелище. И участвовать будут в этом прекрасные актеры». 

Сама идея проекта возникла из потенциально скучного мероприятия: Константина Богомолова пригласили в Российский квантовый центр. Сам он признался, что ехал туда лениво и ожидал 3-4 часа занудства. А вернулся  оттуда с идеей, отвечающей вызовам современности.  После яркой речи лидера Бронной прямо на сцене   состоялась дискуссия о взаимосвязи науки и искусства. Зажигали Михаил Швыдкой, Татьяна Черниговская и Илья Семериков, а модератором дискуссии стала Софико Шеварднадзе, которой пришлось непросто среди таких спикеров. Дискуссия пестрила высказываниями, претендующими стать  крылатыми.  

«Культура консервативна, это система запретов. Наука и искусство, в отличие от культуры, открыты новому. Путать не стоит!» - формулирует Швыдкой.

Черниговская вернулась к вечному вопросу о первичности яйца или курицы, но на примере науки и искусства ясно,  что искусство науку все же опережает. Аргумент не результаты исследований, а … картина Рене Магритта «Ясновидение», изображающая художника, смотрящего на яйцо. Перед ним — холст, на котором птица. Искусство первичнее науки, оно предсказывает будущее: «Оно не десерт, не добавка к серьезным вещам. Это другой тип общения с миром, настоящее будущее  важнее науки, потому что науку скоро смогут делать железные монстры», — заключила Черниговская. 

Она напомнила, что еще с античности наука и искусство были едины, расхождение по разным углам произошло сравнительно недавно. А значит, их синтез, происходящий на наших глазах, — вполне логичная история. Кстати, делить людей на технарей и гуманитариев — тоже антитренд по словам Черниговской. В качестве аргумента она привела дневники ученых, которые показывают нам, что они — люди искусства. В этом мы имели счастье убедиться еще в самом начале презентации, когда были продемонстрированы выдержки из писем Курчатова. Может, «Голоса будущего» — это тоже своего рода игра на опережение, когда искусство предскажет, где прячется будущее? 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...