Срочные новости раздела
Молодому режиссеру Панькову пришлось развлекать публику, когда на сцене погас свет

Молодому режиссеру Панькову пришлось развлекать публику, когда на сцене погас свет

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их ждут, как ждут приезда «Коляда-Театра». Аудитория у них разная, но всегда доброжелательная. Питерским артистам не приносят банки с солеными огурцами и домашние пироги, не дарят игрушки. Все приношения только артистам Николая Коляды из Екатеринбурга.

Пьесу Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным», написанную в 1894 году, то есть больше 130 лет назад, в «Мастерской» изрядно адаптировали, превратили в еще одну версию «театрального романа». Поставил его некто Эрнест Паньков, который вовсе не Эрнест, а ученик Григория Козлова, актер и режиссер Сергей Паньков.  

Родился спектакль из эскиза на лаборатории фестиваля «Школа. Студия. Мастерская». Название пьесы Уайльда в оригинале связано с игрой слов, перекликается с именем главного персонажа. Эрнест значит серьёзный.  Сергей Паньков в знак солидарности со своим героем взял псевдоним Эрнест.  «Как важно быть серьезным» - его вторая режиссерская работа в «Мастерской» после чеховского «Платонова».

Казалось бы, пустяк, цепочка незначительных событий, но как все это написано и как свежо звучит. Блестящий и остроумный текст Уайльда  хорош в чтении, но мало кому по силам на сцене.   

«… вы в последнее время приобрели пагубную привычку самостоятельно мыслить. Вы должны от нее отказаться. Это не совсем женственно… И мужчинам это не нравится», «В важных вопросах главное не искренность, а стиль» - такие перлы можно разбирать на цитаты.

В версии, которую предлагают в «Мастерской», действие происходит за кулисами театра. Актеры собираются на первую репетицию, чтобы сыграть пьесу Оскара Уайльда. Распределение ролей, как водится, вызывает всеобщее недовольство. Многих на репетиции нет. Целая группа артистов отправилась в Китай, а кто-то находится в Казахстане. Одна актриса опаздывает с важного совещания местного министерства культуры, и молодой режиссер вынужден принимать это как данность.   

Господин режиссер, как его тут именуют, пообещал главную роль опытной актрисе, но пришла его жена, начала требовать  внимания.  Она тоже актриса.  Рядом они смотрятся как комический дуэт.  Есть еще молодая претендентка, которая и получит роль Сесили Кардью (ее сыграла Виктория Троицкая).

Сколько раз приходилось слышать со сцены, как сорокалетние актрисы, иногда прекрасные, произносили реплику, что им 18-ть, играя в «Как важно быть серьезным». И опытные театралы с замиранием сердца ждали этого момента.   

- Сколько Вам лет, милочка?!

- 18. Но на балах я говорю, что мне 20.

- Вы совершенно правы, внося эту маленькую поправку; женщина не должна быть точной в определении своего возраста - это отдаёт педантством.

На роль Джона-Эрнеста Уординга Господин режиссер назначает монтировщика. Новоиспеченный артист неловко себя чувствует на сцене, говорит с кавказским акцентом, играет ужасно. Постепенно он преодолевает смущение и входит во вкус. Монтировщика и Уординга сыграл Леван Цискадзе. Многие зрители так и разобрались, кто он такой: профессиональный артист или действительно рабочий сцены.

Роль лакея достаются актёру, который, конечно, не согласен с тем, что он лакей, но и ему приходится смириться.  Театр – это терпение. 

Страсти кипят. Обычным людям сложно поверить, что такое возможно в театре, но там бывает и не такое. Например, одна актриса облила кислотой платье соперницы перед ее выходом сцену. И все это происходило в наши дни в театре крупного областного города.  

В реальный спектакль, на который мы пришли, вовлечены помимо актеров настоящие монтировщики, помреж, реквизитор, гример, костюмер. Все они сотрудники «Мастерской». К примеру, Лера Василькова - реальный помреж и играет помощника режиссера. В копне ее волос торчит пугающих размеров спица. Не дай бог вылетит, и кому-то из сидящих в первом ряду партера крупно не повезет. Лера тут главная, а вовсе не молодой режиссер, робеющий в ее присутствии.  

Откуда-то доносятся обрывки фраз и музыки Нино Рота из фильма «Репетиция оркестра» Феллини, где тоже царит хаос, и музыканты выясняют отношения с дирижером. На тесной сцене установлен небольшой подиум (художник Мария Гросс). Он навевает воспоминания о спектакле «Как важно быть серьезным» 1994 года в «Мастерской Петра Фоменко». Играли его в Доме моды Славы Зайцева. Это было настоящее дефиле, где актеры и актрисы меняли костюмы и ходили как модели.  

В питерской «Мастерской» на сцене лежит пластиковая люстра, претендующая на театральную роскошь. А ля хрустальная гора воспринимается как насмешка над очередным штампом. Где только эти спущенные люстры теперь не эксплуатируются.

Виртуозный текст Уайльда приправлен всякой отсебятиной - современными шутками, интермедиями, музыкальными номерами, вплоть до появления двойника Аллы Пугачевой в облаке рыжих волос. В элегантные и колкие диалоги внедрены фрагменты из сочинения «Как это делается» чешского писателя Карела Чапека о том, как проходят репетиции, в каком виде пьеса доходит до зрителя. Персонажи выходят из-под контроля автора и режиссера, живут как им заблагорассудится.

Во втором акте на сцене неожиданно погас свет. Зрители еще не разобрались в ситуации, а перед занавесом в партере появился Господин режиссер.  «Мне вчера исполнилось 30 лет», - сказал Сергей Паньков. Публика начала его поздравлять. «У меня сейчас разорвется сердце», - продолжил он. Публика уверена, что это игра.  

Ее правила заданы, и никому в голову не придет, что все серьезно. Реальный Сергей Паньков, а не Господин режиссер, предупредил, что надо подождать десять минут, и все наладится. Его слова восприняли как шутку.

В течение первого действия нас приучили к тому, что все здесь не всерьез, театр в театре. Но свет действительно погас, и дежурный электрик пытался оперативно ликвидировать аварию. Пока он сражался с электричеством, Господин режиссер изо всех сил развлекал публику разговорами, заполнял вынужденную паузу. Вскоре свет зажегся - не прошло и обещанных десяти минут.

Одна зрительница демонстративно покинула зал со словами: «Пожалуй, я пойду». А режиссер пообещал уже в следующий спектакль включить сцену с внезапно погасшим светом. То, как он отважно выкарабкивался из темноты, сгладило неровности спектакля. Сложилась совсем другая степень доверия между залом и артистами.

В пьесе Уайльда Алджернон спрашивает: «А что будем делать после обеда? Пойдем в театр?».  Джек ему отвечает: «О нет! Терпеть не могу долго слушать». На спектакле «Мастерской» слушать долго не придется.  Текст поглощает безумная чехарда, тотальный театральный переполох, который зрителю нравится.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...