Срочные новости раздела
Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Проект ГМИРЛИ им. В.И. Даля, получивший название «Товарищ Наркомпрос!», становится первым за десятилетия выставочным «байопиком» о Луначарском. Благодаря геометрии здания на Зубовском бульваре, 15, жизнеописание первого наркома просвещения РСФСР можно смотреть в хронологическом порядке (от детских фотокарточек на входе до некрологов, опубликованных в прибалтийской прессе, — на выходе). Либо — зайти не в ту дверь и увидеть судьбу и деятельность Анатолия Васильевича в «обратной перемотке» — и это, кстати, крайне интересный вариант.

И здесь нужно пояснить, что глава Наркомпроса тогда — это как три министерских портфеля сегодня: министра культуры, министра просвещения и министра науки и высшего образования одновременно. И Луначарский — в силу энциклопедических знаний, множества созданных им литературных произведений и публицистики, огромного числа культурных инициатив всесоюзного масштаба и мощном влиянии на историю, внимания к живописи, музыке, литературе — оказывается Михаилом Ломоносовым своей эпохи. С ним как с равным разговаривали Ромен Ролан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Герберт Уэллс (в книге «Россия во мгле» раскритиковавший большевизм, но это другой вопрос).

Меньше всего хочется «пересказывать» выставку, но если кратко, то орфографическая реформа, то есть окончательное изгнание из русского алфавита «лишних» букв типа Ѣ, Ѳ и твердого знака в конце слов с закрытым слогом — это Луначарский. Ликвидация безграмотности — тоже он. А еще Луначарский — это приведение в порядок разграбленных дворянских усадеб и дворцов и создание на их базе великих музеев, восстановление театров — пусть в обслуживающем идеологию виде, но восстановление. Наконец, при нем было непродолжительное, но все же послабление в плане свободы творчества для художников, вылившееся в 1919 году в проведение Первой государственной свободной выставки произведений искусства в помещениях Дворца искусств (Зимнего дворца).

В условиях тотального отречения от старого мира Луначарский пытается сохранить такую «барскую» реалию, как производство фарфора, хотя из ненависти к Николаю II бывший Императорский завод могли запросто отменить или перепрофилировать — зачем пролетариям глазурированная посуда?

Наконец, несмотря на его участие в государственном богоборчестве, Луначарский определяет православную икону и фреску как предмет искусства, спасая хотя бы каноническую часть христианского наследия от современного Луначарскому и будущего уничтожения.

И вот какие экспонаты нужно увидеть обязательно, помимо агитплакатов, созданных Маяковским. На первом месте — мемориальный кабинет Луначарского с письменным столом, личными вещами и подлинными табличками: «А.В. Луначарский» и «Народный комиссар по просвещению дома по делам не принимает…»

На втором — снимок Луначарского в Таганской тюрьме и копии донесений на него (дореволюционных, конечно же).

На третьем — образцы газеты «Известия» от 1918 года. Сначала номер в старой орфографии, затем — в новой, но частично: основной текст — по-новому, а заголовки — еще с «ерами».

Остается заметить, что масштаб личности Луначарского признавали его современники — и я говорю не только о Маяковском, который наркома боготворил в коммунистическом смысле этого слова. Это как бы оценка изнутри, мнение единомышленников.

Но вот мы читаем некролог, опубликованный 28 декабря 1933 года в отнюдь не симпатизирующей Советам прибалтийской газете «Сегодня» (Рига): «С Луначарским сходит в могилу уже вымирающий тип русского революционного интеллигента. Он не принадлежал к старой большевистской гвардии, был скорее ее попутчиком, но теперь и при самодержце Сталине настоящие интеллигенты старой гвардии постепенно ликвидируются и исчезают из обращения».

В случае с Луначарским прямой ликвидации, конечно же, не было, но он впал в немилость и в итоге должен был отправиться «в почетную ссылку» в Испанию. Но полномочным представителем СССР Анатолий Васильевич так и не стал — по пути в Мадрид он умер от стенокардии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...