Срочные новости раздела
«Волшебная гора» в ореоле болезни

«Волшебная гора» в ореоле болезни

С Натальей Назаровой простились 5 апреля. Она скончалась для многих неожиданно, поскольку о своей тяжелой болезни никому, кроме самых близких, не говорила. Жила она активно, снимала, преподавала, ставила спектакли. И сгорела в 55 лет на творческом взлете. 

Совсем недавно вышла ее картина «Филателия», за которую Наталья успела получить несколько важных наград и три из них на Каирском кинофестивале класса «А». Главную роль сыграла ее ученица Алина Ходжеванова, тоже выпускница ГИТИСа, как и сама Наталья. Он тоже училась в ГИТИСЕ, а ее мастером был Владимир Левертов.  

На следующий день после отпевания назаровцы сыграли в студенческой аудитории свой дипломный спектакль. В ГИТИСе есть традиция именовать студентов сообразно фамилии их мастеров: фоменки, кудряши, камни.  Свой курс Наталья Вадимовна, как ее там называли, выпустить не успела. На стене у входа в  аудиторию, где шел спектакль, - ее фотографии и надпись: «Любимая и родная!». Напротив — стол с портретом и лампадкой, букетами исключительно желтых цветов. За окном был день и снег, когда мы пришли на спектакль. Их сменила густая синева к моменту окончания пятичасового действа.  

Пока зрители рассаживались, их приветствовали старые слуги с сутулыми спинами - молодые актеры, изображавшие стариков. Ребята впервые играли спектакль без своего мастера. Почетным гостям отвели именные места в первом ряду. Среди них - Оксана Коростышевская, двадцать лет назад сыгравшая главную роль в фильме «Дура» по сценарию Натальи Назаровой. Молодые актеры выкрикивали имя Александра Паля, который должен был прийти, но почему-то не пришел. Стул с его именем долго пустовал. Были коллеги, кто-то уже не раз смотрел этот спектакль. 

Актриса и мастер курса Надежда Горелова, специально для которой Наталья Назарова написала сценарий «Простой карандаш», а потом сняла ее в главной роли, произнесла несколько слов о романе Томаса Манна, о том, как описанные в нем семь лет  превратились на сцене в год.  Никаких скорбных слов  не было. Надежда Горелова просто объяснила, что прежде туберкулез не считался заразным заболеванием, и можно было без опасений посетить близких в санатории в горах.

Роман Томаса Манна был опубликован больше столетия назад.  В театральной программке указано, что действие происходит в туберкулезном санатории с августа 1913 по июль 1914-го. Чуть меньше года, а не семь лет,  которые у автора проводит там  Ганс Касторп.  В качестве эпиграфа приводятся слова: «Мир застыл в ледяной чистоте, и его природная неопрятность как бы замерла, скованная сном, подобным волшебному очарованию смерти».

Свой спектакль Наталья Назарова поставила о всепоглощающей болезни и неизбежности смерти, а что это такое, она хорошо знала. Он получился сбивчивым, со сменой жанра, иногда уходящим в комедию, тем увеличивая дистанцию с первоисточником. Но  что главное в дипломном спектакле? Не режиссерские изыски и самовыражение, а умение показать товар лицом, продемонстрировать возможности молодых актеров, перед которыми открывается большая профессиональная жизнь. И это удалось.  

Молодой инженер  Ганс Касторп, которого сыграл похожий на советского  ИТР  Алексей Симонов  в очках и белом свитере,  приезжает навестить двоюродного брата (Роман Шиханов), находящегося на лечении в Альпах. В санатории собрались люди со всей Европы — полька, румын, итальянец, русская.... Все они бесконечно кашляют, флиртуют, ссорятся и … умирают. К финалу остается все меньше живых. 

В спектакле Назаровых все ускоряется, сроки сужаются, но даже пять часов не способны вместить основные события романа в 900 страниц. То, что у Манна первостепенно, уходит на второй план. Второстепенные люди становятся важнее протагонистов. А призраки  Первой мировой войны подступают все ближе. 

Томас Манн изначально хотел написать сатирический роман, но в итоге создал драматическое, философское сочинение, запечатлевшее умонастроения европейцев накануне эпохальных событий. Назаровы сделали его веселее и легче, хотя грозовая туча нависает постоянно. 

Художник-постановщик спектакля - выпускница Мастерской Дмитрия Крымова Валентина Николайчук. Перед низкой сценой с выносными шезлонгами, где перемены не так значительны,  она расставила столы, покрытые белыми скатертями. На каждом — столовые приборы, тарелка с вареными яйцами, которые пациенты будут дружно разбивать ножами.  Унылый санаторный быт. Медсестры с железной хваткой бдительно следят за распорядком. Врачи напоминают паяцев - так карикатурно они решены.  

Хлопья снега рассыпаются перед зрителями, пусть это все лишь пригоршни из чьих-то рук. Актеры надевают старые, видавшие виды шубы, а какие еще могут быть в арсенале студенческого спектакля. Но эта бедность только придает остроты восприятию и навевает нескончаемую грусть. Все, что мы видели в тот вечер, все недостатки вдруг стали милыми и трогательными.  

У молодых актеров удивительные лица. Это в жизни все мы очень разные, но в актерские школы часто набирают соответствующих неким стандартам студентов. У Натальи Назаровой все  вопреки. Ей важна  индивидуальность.  

В спектакле «Волшебная гора» главные все-таки женщины, меняется только их субординация. Мадам Шоша (Салиха Юсупова) с ее загадочным дагестанским прошлым оказывается в тени и довольствуется в основном обществом русской Маруси (Екатерина Астошинская) и Тамары (Елизавета Сументи), говорящей с легким кавказским акцентом. Зато неприметная фройляйн Энгельгардт (Мария Аврамова), работающая в библиотеке, всегда рядом с  Гансом. Фрау Штер (Эрика Беард) существует в почти гротесковой манере, отчаянно шепелявит, «сверкает» черными зубами,  смешит словесной  галиматьей.  

Фрау Редиш из Польши сыграла София Незнамова, как выяснилось, стипендиатка настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, игумена Луки.  На сайте ГИТИСа можно найти слова, сказанные Софией в знак благодарности: «Именная стипендия позволяет раз в месяц купить какой-то реквизит и вести более спокойную жизнь. У меня в семье зарабатывает только мама, и поэтому любая денежная прибавка помогает. Отцу Луке я безмерно благодарна, я очень рада, что он помог мне».  У каждого своя история, и в такой необычный день она становится существенной. 

На экране — хроника прибывающего поезда. Его шум за сценой создают молодые актеры, стуча палками. Зал наполняется едким дымом. Жизнь куда-то несется. Ее разрывают драматические события. В финале  появится  на экране большой портрет Натальи Назаровой, сделанный на съемочной площадке. В ее руках рация. Она дает указания. Букет белых хризантем кто-то из зрителей положит на край сцены.  Студенты мужественно сыграли спектакль, вышли к зрителям. У многих навернулись слезы.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...