Срочные новости раздела
«Было дело под Полтавой»: премьера театрализованной программы с редкой музыкой состоялась в МАМТ

«Было дело под Полтавой»: премьера театрализованной программы с редкой музыкой состоялась в МАМТ

Русской музыке XVIII века уделяется мало внимания — это факт. Взять учебник по русской музыкальной литературе для музыкальных училищ. Глава про творчество М.И. Глинки занимает 112 страниц, а период с XI по XVIII век включительно — всего 56, где музыке именно XVIII века посвящены три страницы. В понимании многих непрофессионалов, обывателей, до Глинки вообще русской музыки и не было, разве что редкие композиторы… Воцерковленные назовут нескольких композиторов, авторов духовной музыки тех времен, скорее всего, Бортнянского. За исполнение музыки того периода тоже берутся далеко не все — специфика непростая, требуются инструменты и теоретические знания. Итог: музыка звучит крайне редко.

В МАМТ взялись исправить ситуацию и соткали из самых разнообразных сочинений XVIII века музыкальную программу. Непростую для понимания и восприятия музыку здесь подали легко: внесли театрализованный и образовательный элементы. Получилось вкусно. 

Премьеру представили в атриуме театра — для зрителей отличная возможность получить полноценное впечатление от оркестра, который расположен близко к публике, от пения солистов и от яркой и величественной проекции на заднем плане, иллюстрирующей происходящее на сцене.

Не каждый оркестр годится для исполнения такой музыки. Требуется особенный состав инструментов. За непростую музыку взялся барочный консорт «Tempo restauro» (консорт — старинное слово, обозначавшее камерный музыкальный ансамбль). Они исполняют программы на исторических инструментах, а в основе их репертуара как раз музыка XIV-XVIII веков. Руководит ими Мария Максимчук (редкость — женщина за дирижерским пультом!). Любопытно, что в антракте не все музыканты покинули свои пульты и любопытные зрители, в числе которых оказался и ваш покорный слуга, имели возможность пообщаться с оркестрантами и расспросить про инструменты. Особенное внимание привлекла ударная группа: 

— Это оркестровые колокола, — показывает по очереди каждый инструмент ударник, — Вот это — барабанка, традиционный русский народный инструмент, стиральная доска или рубель, многим знакомый с детства, цимбалы…

Интересно выполнены ложки — вместо двух привычных нам деревянных ложечек, расписанных под хохлому, устройство, больше напоминающее щипцы для спагетти. Рядом с ударником — гитаристка, нежно складывающая свою небольшую по размерам, старинную барочную гитару, обладающую мягким, девичьим звуком.

Началось первое отделение. Оркестр исполняет Интродукцию к опере «Квинт Фабий» Дмитрия Бортнянского, как вдруг дирижер поворачивается в зал полубоком и дает нам знак. Несколько зрителей встрепенулись — музыканты, наверно, привыкли реагировать на дирижерские жесты… Но это было не нам — внезапно между зрительскими рядами появляется рубаха-парень, простой крестьянин (Евгений Качуровский). Он первым взял слово и начал рассказывать об эпохе, во время которой создавалась музыка, которая прозвучит в концерте, о самом музыкальном материале. Вместе с ним были еще три героя: набожная женщина из бедных (Наталья Владимирская), богатая москвичка (Евгения Афанасьева) и знатный, состоятельный петербуржец, столичный франт (Михаил Басенко). Герои XVIII века рассуждали о музыке, о времени, о жизни и в то же время давали нам, людям XXI столетия, контекст, в котором разворачивалось действие.

Была еще сильна реформаторская машина, запущенная патриархом Никоном, потому прозвучали духовные канты, но было место и обычной жизни, что подчеркнули светские канты, любовные. Кант, кстати, — это песни, предназначенные для «духовного увеселения» в быту, но содержание их, как видно, намного шире.

Второе отделение было знатным — крестьянин и набожная простушка перевоплотились в царственных особ, Петра I и Екатерину II. Под стать двум Великим была и музыка, посвященная их победам и заслугам перед государством, где смысловым центром был триумфальный кант «Дело было под Полтавой», торжественно исполненный всеми участниками концерта, в том числе и мужской группой хорового ансамбля. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...