Срочные новости раздела
«Было дело под Полтавой»: премьера театрализованной программы с редкой музыкой состоялась в МАМТ

«Было дело под Полтавой»: премьера театрализованной программы с редкой музыкой состоялась в МАМТ

Русской музыке XVIII века уделяется мало внимания — это факт. Взять учебник по русской музыкальной литературе для музыкальных училищ. Глава про творчество М.И. Глинки занимает 112 страниц, а период с XI по XVIII век включительно — всего 56, где музыке именно XVIII века посвящены три страницы. В понимании многих непрофессионалов, обывателей, до Глинки вообще русской музыки и не было, разве что редкие композиторы… Воцерковленные назовут нескольких композиторов, авторов духовной музыки тех времен, скорее всего, Бортнянского. За исполнение музыки того периода тоже берутся далеко не все — специфика непростая, требуются инструменты и теоретические знания. Итог: музыка звучит крайне редко.

В МАМТ взялись исправить ситуацию и соткали из самых разнообразных сочинений XVIII века музыкальную программу. Непростую для понимания и восприятия музыку здесь подали легко: внесли театрализованный и образовательный элементы. Получилось вкусно. 

Премьеру представили в атриуме театра — для зрителей отличная возможность получить полноценное впечатление от оркестра, который расположен близко к публике, от пения солистов и от яркой и величественной проекции на заднем плане, иллюстрирующей происходящее на сцене.

Не каждый оркестр годится для исполнения такой музыки. Требуется особенный состав инструментов. За непростую музыку взялся барочный консорт «Tempo restauro» (консорт — старинное слово, обозначавшее камерный музыкальный ансамбль). Они исполняют программы на исторических инструментах, а в основе их репертуара как раз музыка XIV-XVIII веков. Руководит ими Мария Максимчук (редкость — женщина за дирижерским пультом!). Любопытно, что в антракте не все музыканты покинули свои пульты и любопытные зрители, в числе которых оказался и ваш покорный слуга, имели возможность пообщаться с оркестрантами и расспросить про инструменты. Особенное внимание привлекла ударная группа: 

— Это оркестровые колокола, — показывает по очереди каждый инструмент ударник, — Вот это — барабанка, традиционный русский народный инструмент, стиральная доска или рубель, многим знакомый с детства, цимбалы…

Интересно выполнены ложки — вместо двух привычных нам деревянных ложечек, расписанных под хохлому, устройство, больше напоминающее щипцы для спагетти. Рядом с ударником — гитаристка, нежно складывающая свою небольшую по размерам, старинную барочную гитару, обладающую мягким, девичьим звуком.

Началось первое отделение. Оркестр исполняет Интродукцию к опере «Квинт Фабий» Дмитрия Бортнянского, как вдруг дирижер поворачивается в зал полубоком и дает нам знак. Несколько зрителей встрепенулись — музыканты, наверно, привыкли реагировать на дирижерские жесты… Но это было не нам — внезапно между зрительскими рядами появляется рубаха-парень, простой крестьянин (Евгений Качуровский). Он первым взял слово и начал рассказывать об эпохе, во время которой создавалась музыка, которая прозвучит в концерте, о самом музыкальном материале. Вместе с ним были еще три героя: набожная женщина из бедных (Наталья Владимирская), богатая москвичка (Евгения Афанасьева) и знатный, состоятельный петербуржец, столичный франт (Михаил Басенко). Герои XVIII века рассуждали о музыке, о времени, о жизни и в то же время давали нам, людям XXI столетия, контекст, в котором разворачивалось действие.

Была еще сильна реформаторская машина, запущенная патриархом Никоном, потому прозвучали духовные канты, но было место и обычной жизни, что подчеркнули светские канты, любовные. Кант, кстати, — это песни, предназначенные для «духовного увеселения» в быту, но содержание их, как видно, намного шире.

Второе отделение было знатным — крестьянин и набожная простушка перевоплотились в царственных особ, Петра I и Екатерину II. Под стать двум Великим была и музыка, посвященная их победам и заслугам перед государством, где смысловым центром был триумфальный кант «Дело было под Полтавой», торжественно исполненный всеми участниками концерта, в том числе и мужской группой хорового ансамбля. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...