Срочные новости раздела
В Москве показали старинную индийскую живопись

В Москве показали старинную индийскую живопись

Путь к экспозиции, расположенной на втором этаже, подобен религиозному таинству. Лестница убрана цветами, украшениями, на полу рисунки Арипан — разновидность индийского напольного изображения, которое практикуют в штате Бихар. Они помогают умилостивить богов и сделать землю плодороднее. В первом зале фотографии современных домов, где на стенах можно встретить ту самую живопись, которой посвящена экспозиция. Но для нашего человека живопись Индии непривычна и малознакома. Поэтому сперва разберемся с названием выставки.

Бхарат — название индийского субконтинента, в переводе означает «заветный». А мадхубани — это живописный стиль, распространенный в штате Бихар. Иначе его называют митхильская живопись. Рисунки посвящены религии — общению человека с богами, а также быту — хрупкости женского тела и крепости ее духа. Традиционно эта живопись украшала дома новобрачных из высших каст. Росписью занимались в основном старшие женщины. Долгое время живопись была скрыта от людских глаз, о ней знали локально. Но в 1934 году случилось то самое худо, которое не бывает без добра. В тот страшный год в Индии произошло землетрясение. Его последствия поехал устранять чиновник из Великобритании Уильям Арчер. Осматривая разрушенную местность, он увидел дома изнутри. А там — яркие и красочные росписи. Годы он посвятил фотодокументированию открывшейся красоты и в 1949 году опубликовал свои работы. В Митхилу потянулись исследователи и этнографы, желая раскрыть все тайны удивительной живописи, а также показать ее всему миру. Тогда же живопись сошла со стен на бумагу и стала уже не сакральной, а народной. Она распространена и сегодня, что видно по времени создания работ, представленных на выставке, — традицию сохраняют, старшие женщины до сих пор обучают младших изобразительной технике.

Одним из первых гостей экспозиции стал посол Индии в России Винай Кумар. В своей приветственной речи он поздравил всех присутствующих:

«Сегодня в Индии очень важный день — празднуют Новый год! Особенная важность дня не только из-за праздника, а потому что сегодня солнце особенно сильно в своем зените. Желаю всем здоровья и процветания. Пусть мы будем наполнены светом!»

Начало такого доброго дела, как выставка, сопровождается традицией зажжения лампы. И эта экспозиция не стала исключением. В центре зала — лампа с несколькими лучинами. По очереди все почетные гости, включая посла, вице-президентов РАХ и создателей выставки, зажгли огонь.

Каждый рисунок обрамлен рамой — это защита от злых сил. Уже эту часть рисунка можно рассматривать долго и разбирать символику каждого знака. Есть работы черно-белые, где пространство заполняется штриховкой, но есть и цветные. Инструменты для работы простые: самодельная бумага, пальцы, прутья и кисти. Сюжеты разнообразные, много религиозных. Но здесь заранее позаботились о своих зрителях и сделали подробные этикетки с рассказом об изображенных богах и символах. Кажущаяся простота сюжетов скрывает за собой невероятную глубину — о сочетании величия и простоты говорили многие гости экспозиции. Но есть и еще одна удивительная ассоциация, которая была озвучена не одним зрителем, — наши народные промыслы, о которых в последнее время стало модно говорить и показывать: хохлома, городецкая роспись, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка… Есть что-то близкое в культурах индуистской и нашей… Кто бы мог подумать?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...