Срочные новости раздела
Светлана Пономарёва запускает «Последний корабль»

Светлана Пономарёва запускает «Последний корабль»

В эпоху, когда фантастическая литература чаще напоминает кулинарный Tik-Tok с волшебными заклинаниями, Светлана Пономарёва выбрала путь научной фантастики. Причём не как уклончивую метафору или лавстори, а как плотную, содержательную ткань с научными гипотезами, древними цивилизациями и вопросами этики, от которых зависит не только судьба героев, но и само определение «быть человеком». Поэтому её фантастика – это и про науку, и про человека, и про чувства.

В XXI веке мы привыкли: фантастика – это битвы в космосе, боты, импланты и супергерои в худи. Но бывают книги, которые используют будущее, чтобы сказать важное о настоящем. И делают это не громко, не навязчиво, а так, что потом долго не отпускают. «Последний корабль» – как раз такая история.

Мир романа выглядит, казалось бы, идеальным. Конец ХХII века, Объединённая Земля, общий язык, бесплатное электричество, выровненный климат, роботы, которые делают всё: от уборки до исполнения Шопена. Глобальная система отслеживает здоровье, настроение, желания и подсовывает нужные развлечения. Работать не обязательно. Рожать тоже. Всё можно заказать. Всё под контролем.

И вдруг молодая упрямая журналистка задаёт неудобный вопрос: что, если ресурсы, из других звёздных систем, убивают людей на генетическом уровне? Вместо ответа её судят и отправляют отбывать наказание на 400 миллионов лет назад в эпоху Девонского периода. Где нет ни одной машины. Ни робота. Ни связи. Но из-за неожиданной поломки Временной корабль (машина времени) доставляет осужденных и экипаж совсем в другое время – в Древний Шумер.

Не «назад в прошлое», а вперёд – к себе

Пономарёва работает на стыке жанров: научпопа, приключенческого романа и библейской мифологии. Её герои не случайные «попаданцы», поскользнувшиеся на арбузной корке и очнувшиеся в прошлом, а осознанные путешественники во времени, не доехавшие до пункта назначения. Удивительно точно передана атмосфера Древнего Шумера: архитектура, одежда, обычаи, хобби, даже язык.

Отдельно стоит сказать о научной составляющей. На страницах книги мы видим придуманный писательницей временной парадокс, уникальное пространственное оружие и интересную гипотезу о происхождении войда Эридана. Но особенно интригует её идея создания машины времени, которая использует квантовый алгоритм на базе кода ДНК.Январь 2016 года. Светлана Пономарева стала лауреатом Большой литературной премии России. Фото из личного архива писательницы

Интересно, что основной конфликт вовсе не между героями и шумерскими рабовладельцами, а между человеком и системой. Мировое Правительство, скрывающее правду, поощряющее лень и развлечения, – карикатурно узнаваемый образ, но вполне правдоподобный в мире, где школьники вместо библиотек получают «рекомендованную подписку». Пономарёва показывает: даже в идеально организованном мире всегда найдётся кто-то, кто задаст вопрос: «А зачем всё это?»

Эта книга о становлении характера, когда в экстремальных ситуациях проявляются качества, скрытые до этого под оболочкой рутинной жизни высокотехнологичной цивилизации.

«Последний корабль» просто просится на экран. Причем не в формате дорогого западного блокбастера, где философия будет вырезана в пользу очередного взрыва, а как российская антиутопия с человеческим лицом. Тут и космос, и драма, и первая любовь, и актуальная тема – контроль информации.

Герои книги проходят путь не столько сквозь время, сколько сквозь себя. Ведь все эти ковчеги, временные петли и шумерские базары всего лишь декорации к одному простому вопросу: «Как остаться настоящим человеком, а не биологической единицей?»

«Последний корабль» – это история о людях, которые делают выбор. А выбор и есть суперсила настоящего фантаста.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...